Новости | Библиотека | Ссылки | Английская версия

БИБЛИОТЕКА

АЛЕКСЕЙ ТРУБАЧЕВ (МОСКВА)

В поисках Русской Шамбалы.

Алтай. На Белухе.

НАЧАЛО.

Поезд пришёл в Барнаул в 8.00 утра (5.00 по Москве) 12 июля 2003 года. Я совсем не ожидал встретить на перроне Сергея Забродина - моего напарника, который летел в Барнаул самолётом, и, по предварительным расчётам, должен был прибыть на место часа на два позже меня. Но в наши расчёты вкралась ошибка, Серёга добрался раньше и даже успел найти машину до Тюнгура - начального пункта нашего путешествия.
"Дорого", - подумал я, узнав про цену ($170), но, проехав около 900 км (из которых треть по грунтовке) и часов в 10 вечера уже подъезжая к Тюнгуру, я понял, что цена отнюдь не завышена.
"Вы привезли с собой хорошую погоду", - сказали нам в Тюнгуре, - "сегодня первый солнечный день, до этого месяц шли дожди". "Только бы она ещё немного продержалась..." - подумал я. Но мечтать не вредно, особенно в горах. Увы, на следующий день с утра пошёл дождь.

Мы переночевали в палатке на берегу Катуни. Утром к нам пришёл мужик и предложил лошадей. Это совпадало с нашими планами. Договорились, и через час небольшим караваном двинулись в путь. Лошади стоили 300 р. в день, но цена упала до 250 после распития с коневодом 2 л водки (это был весь наш запас). Решили подниматься по Аккему, но на второй день пути оказалось, что тропу смыло и дальше лошадям идти опасно. К тому же навстречу попались печальные мужики, только что утопившие коня с поклажей. Короче, наш коневод идти дальше отказался. Насквозь мокрые (два дня в седле под непрерывным дождём), на третий день мы надели рюкзаки, и к вечеру почти без приключений (не считая того, что Серёга упал в речку) по совершенно раскисшей тропе добрались до базы "Высотник" v туристический приют, где можно довольно недорого остановиться на ночлег. На базе организовано проживание в стационарных палатках и питание...
А дождь всё шёл, даже не верилось, что он когда-то кончится. На следующий день, оставив часть вещей на базе, пошли вверх к Аккемскому озеру и, отметившись у спасателей (их база расположена непосредственно на берегу Аккемского озера), дальше вверх. Вечером, опять под дождём, поставили лагерь рядом с небольшим озером под горой Ак-Оюк (3860).

На следующий день попытались выйти на гору Ак-Оюк, но, совершенно промокнув, вернулись в лагерь. К обеду дождь закончился, и, немного посушившись, мы решили устроить тренировку по ледолазанию. Если встать лицом к горе Ак-Оюк, то в левой части стекающего с неё ледника можно увидеть ледовую стену высотой около 80 м. Там и полазили. В дальней части стена вертикальная, верх немного нависает, высота 60 м, но внизу опасно - летят камни. В ближней части стена ниже, но с парой метровых карнизов, камни досюда не долетают. Короче, полазили великолепно. А на другой день, в прекрасную погоду, сходили на вершину Ак-Оюк, с которой открывается панорама на окрестности, и особенно на массив Белухи (4500 м), взойти на которую и было основной целью нашей поездки.

Белуха... Живая алтайская легенда... Белоснежная жемчужина в бескрайнем море тайги... Место, окутанное атмосферой мистики, куда и поныне приезжают со всех концов света последователи учения Н. Рериха, чтобы лично окунуться в атмосферу, вдохнавлявшую их учителя...

Белуха... Высшая точка Алтая, имеет две вершины - Восточную (4506) и Западную (4435), является центром самого мощного ледникового узла на Алтае. Наиболее популярный альпинистский объект этой горной системы. Сотни альпинистов поднимаются в течении сезона (июль-август) на вершины этой красивейшей горы...

ВОСХОЖДЕНИЕ

Пронзительный звук будильника вырвал меня из состояния полусна, в котором я находился последние два часа, смотря, как обычно в высокогорье, очень яркие, граничащие с бредом сны. Резко сажусь и смотрю на часы - час ночи. Прислушиваюсь, потом осторожно расстёгиваю вход палатки и выглядываю наружу. То, что я вижу, мгновенно сгоняет остатки дрёмы и полностью мобилизует меня. Сегодня мы должны взойти на вершину! Если вчера погода позволяла сомневаться в этом, то сейчас все сомнения развеялись: погода идеальна - ни ветерка, ни облачка, лёгкий мороз, наст и ярко сияющая луна. Бужу напарника и начинаю готовить завтрак (чай, шоколад и галеты). Перед тяжёлой работой лучше недоесть, чем переспать. Вчера вечером мы легли спать одетыми, этим сэкономили время на утреннее одевание, всегда мучительно долгое в маленькой двухместной штурмовой палатке. Да и спать одетыми было теплее: спальники у нас не для снега, летние.
Через час базовый лагерь уже далеко внизу - чёрные точки на ярко освещённом луной снегу. Несколько палаток подсвечены изнутри: народ просыпается. Но этой ночью мы вышли первыми, и, как оказалось, не зря.

Иду не спеша. До рассвета ещё далеко, но свет луны отражается от снега - освещение почти дневное, красота фантастическая. Всё небо усыпано звёздами, яркой лентой - Milky Way. Воздух прозрачен, и на юге - там, где кончаются звёзды - видна чёрная линия горизонта. Там - Монголия. А между ней и нами ни огонька - бескрайние просторы Алтая, где ещё сохранились места, не топтанные ногой человека. Иногда я поворачиваюсь и иду спиной вперёд: то, что я вижу вокруг, так красиво, что хочется смотреть во все стороны сразу. Меня не отпускает чувство какой-то мистики, нереальности всего, что происходит вокруг; чувство неописуемого восторга, какой-то эйфории растёт внутри. Идти очень легко, так редко ходится в горах; кажется, что если перестать двигать ногами, то некая сила всё равно понесёт меня вверх. Я миную поворот ледника, поднимаю взгляд и замираю. Вот она - Русская Шамбала - Белуха. Некоторое время стою, от горы идёт сильный поток энергии, я почти физически чувствую его. Вспоминаю рассказы про эту гору, напутствия. Мне говорили, что Белуха - мистическая гора, но я не ожидал так ярко ощутить это.

Под Берельским гребнем я жду напарника, который порядочно отстал. Дальше надо идти со страховкой. Всё волшебство пропадает, начинается обычная альпинистская работа. Гребень - самая сложная часть классического маршрута на Восточную Белуху. Это 4-5 верёвок "двоешных" скал со снегом и кое-где с натёчным льдом. Страховка надёжная, лазание несложное.

Пока мы проходили гребень, откуда ни возьмись на ясном небе стали появляться облачка, которые, когда мы поднялись выше, превратились в сплошной туман, очень мешавший ориентироваться. Кое-как, почти на ощупь, я искал путь к предвершинному куполу, расположение которого запомнил ещё снизу. Изредка попадались старые следы на снегу - знак, что мы на правильном пути. Становилось всё светлее - вставало солнце, и я надеялся быть на вершине в момент восхода. Редкому счастливцу удаётся наблюдать подобное зрелище. Но облачность становилась всё плотнее, и надежда что-либо увидеть убывала. А тем временем склон, по которому я шёл, как ёжик в тумане, становился всё круче, вскоре пришлось использовать ледовые инструменты. Несколько метров лазания, небольшой снежный карниз, и я на вершине!

Всё-таки не зря мы вставали в такую рань! То, что я увидел, заставило меня трясущимися руками полезть в кофр за фотоаппаратом. Облака были чуть ниже нас, солнце успело взойти (6.00 утра), но тоже было очень низко, Западная Белуха представляла собой правильной формы плотный облачный купол. Потрясающие цвета и фантастические формы, к сожалению, не поддающиеся передаче ни моими способностями как фотографа, ни как писателя. А может быть, там было что-то, просто не поддающееся описанию. Короче говоря, потом меня разочаровало то, что получилось на плёнках.

На вершине дул сильный ветер, было довольно холодно и сыро (из-за облаков), мы быстро покрывались тонким слоем инея. Получаса сидения на вершине нам хватило, чтобы порядочно замёрзнуть, и решили идти вниз. Это оказалось не так-то просто из-за вновь пропавшей видимости. В результате прямо на вершине мы заблудились и начали спускаться не по тому гребню. Спустившись на несколько верёвок, я вдруг увидел в разрыве облака ниже нас снежное сёдлышко со вкопанной в него палаткой. Такого точно не было на подъёме, и, оставив напарника сидеть на полке, я спустился к палатке. В ней оказались трое поляков, заблудившиеся тут днём раньше. К счастью, у них всё было в порядке, и быстро собравшись, они пошли с нами обратно на вершину, где со второй попытки я нашёл верную дорогу вниз. Спустились без проблем, встретив по пути несколько команд, идущих на вершину. Но, как потом рассказывали, больше никто на ней никаких красот не видел, только туман. Вставать надо раньше!

ДОМОЙ

Обратная дорога не ознаменовалась какими-либо достойными описания событиями. Три дня спуска по сухой тропе с лёгкими рюкзаками (часть вещей отправили на лошади по Кучерле), стёртые до колен ноги, остающиеся позади заросли смородины и малины (не было времени останавливаться, очень торопились). Погода продолжала нас баловать: дождь шёл только по ночам, тропа не раскисала, и потому бежалось вниз, как по асфальту. Торопились мы не зря: как только оказались под крышей базы "Высотник" в Тюнгуре, пошёл сильный дождь, затянувшийся до утра и проводивший нас домой. Потом ещё день тряски в машине сначала до Бийска, потом до Барнаула. Затем три дня вынужденного сидения в Барнауле, так как ни на поезд (на две недели вперёд!), ни на самолёт (на три дня вперёд) билетов не было. Я всё-таки улетел на четвёртый день (Серёга смог улететь раньше), но трёх дней в Барнауле мне хватило с избытком: столько дней для знакомства с ним - явный перебор.

На Алтае мне понравилось. В этих горах я был впервые. Они потрясающе красивы, совершенно не похожи ни на какие-либо из тех, где я был раньше. Природа этих мест ещё не почувствовала на себе пагубное влияние цивилизации. Наверно поэтому и относится она к людям тепло, по-доброму. Чего не скажешь о местном населении, от общения с которым остались неприятные воспоминания. Но это никак не портит общих впечатлений от поездки. Грех жаловаться: нам уникально повезло с погодой, смогли подняться на очень красивые и интересные вершины. Алтай улыбнулся нам и позволил полюбоваться своей красотой...

P.S. Нам было тепло и уютно на маршруте благодаря высокотехнологичной одежде Lowe Alpine, прекрасные цветные сны снились в пуховых спальных мешках и палатках CAMP, о своевременном и полноценном горячем питании позаботилась американская компания MSR, ну и конечно же, наш путь в темноте освещали диодные фонари PETZL. Кроме всего прочего, безопасность на снегу и льду гарантировал CHARLET - производитель кошек и ледорубов. Спасибо вам всем за великолепное качество продукции и душу, которую вы вкладываете в то, что делаете!