home

Денис Урубко: мне не нравятся горы. Я потерял там слишком много друзей

Сейчас я вижу много спекуляций, люди говорят обо мне... "бла-бла-бла" для того, чтобы пропиарить самих себя. Оглянитесь, пожалуйста, сколько вранья - от киношников до альпинистов. И журналисты преподносят это публике как истину в последней инстанции. Но большинство из них некорректны. За Богуслава Магреля вполне можно поручиться, потому что он меня лучше знает. А теперь я предпочитаю уточнить для ясности.

Для меня нет ничего окончательного. Наоборот. Все, что я делаю в горах, изменчиво. Тактика, техника и стиль восхождений. Только цель остается постоянной. Поэтому никого не должно удивлять, если я появлюсь в Гималаях один-два раза. Например: почему бы не побить рекорд Хуанито Ойарзабайля и не подняться на Чо Ою четыре раза за сезон? Это куда безопаснее и приятнее, чем то, что я делал раньше. Но экстремальный альпинизм, первопроходы и зимние восхождения к вершинам Гималаев больше не для меня. Однако я оставляю калитку открытой на случай, если моя жена Maria Jose Cardell попросит меня помочь проложить новый маршрут в альпийском стиле. Я помогу ей.

Конечно, я решил закончить с большим альпинизмом в Гималаях еще до попытки на Броуд. Мы даже шутили с напарниками Доном и Лоттой, что это моя последняя экспедиция. Я отсчитывал дни. Я говорил им: еще 45, 30, 20 дней до конца моей гималайской карьеры. Тем не менее я много, очень много сил и души вложил в это восхождение. Я проделал основную часть работы на пути к вершине. Вы могли видеть три попытки штурма, в том числе две соло, когда Дон отпал.

Я посвятил много лет экстремальному альпинизму, пожалуй, этого достаточно. Я удовлетворил свои амбиции и не вижу больше ничего, что мог бы сделать. Что удалось сделать качественно? "shine on, my crasy dimond" - это мои пять новых маршрутов в альпийском стиле на восьмитысячники. Выигрывал скоростные восхождения и поставил рекорды скорости восхождений на высоту от 4000 до 8000 м. Совершил два зимних восхождения на 8000 м. Поднялся по сложным техническим маршрутам на скальные бастионы 2000-7000 м в разных уголках планеты, такие как Куш-Кая, Ушба, пик Победы, Кали-Химал. Я вполне удовлетворен.
А количественно? Возраст - это проблема, от которой никто не убежит. Я не в состоянии сейчас сделать то же, что мог делать , когда мне было 30. Важно понять это, и не пытаться бегать как белка в колесе.

Я работал тренером 14 лет, и собирал сильные команды. Но организаторы и участники часто не прилагают усилий. Бесплатно теперь многие понимают как "даром", без усилий. Другая причина - это ответственность. Моя жена, дети и родители нуждаются в большем внимании и поддержке. Ведь правильно говорят: хороший альпинист это живой альпинист. Я хочу посвятить больше времени своим любимым. Мне надоело тратить время. Это случалось слишком часто. Я уделял много времени тренировкам, а для моей семьи и друзей это пропавшее время. Экспедиции длились по два-три месяца, но партнеры часто оказывались балластом, как несколько раз было с Симоне Моро, и так же было во время последней попытки восхождения на К2 или в этом году на Броуд пик, я имею в виду Дона. Быть хорошим человеком - это хорошо, но этого недостаточно, чтобы достичь вершины. Я столько раз вынужден был остановиться из-за безответственности других людей. Теперь я предпочитаю тратить время на что-то другое.

Мне не нравятся горы. Тем более что потерял там много друзей. Мне нравятся действия, и я свободен выбирать свой способ свободы.

Сейчас я намерен делать то же, что и все. Работа, дети, увлечения, я буду наслаждаться жизнью. Плюс скалы. Экстрим, но безопасно. Я мечтаю о скалолазании уровня 8а.

Да, я спас около десятка людей. Но я спас еще и многих людей от обморожений и других травм. И меня трижды спасали, за что я благодарю своих друзей и партнеров по экспедиции. Я спас около десяти человек, но на это можно взглянуть и по-другому. Например, врачи скорой помощи спасают сотни людей ежедневно. Медицинская помощь - это норма жизни для многих людей, которая делает нашу жизнь лучше, во Вроцлаве и в Острове. В то время как я и другие альпинисты просто реализуют свои эгоистические или спортивные амбиции.

Когда я спасал Анну и Марчина, то, конечно, им обоим нужна была моя помощь, но и сами они были сильными. Без их собственных усилий все заняло бы больше времени и было бы огромным риском.

Мне жаль людей, которые лгут до, во время и после экспедиции. Провести три месяца в команде, где полно слабых альпинистов, лживых и ленивых неудачников? Я бы предпочел отказаться. В команде на К2 было трое или четверо хороших альпинистов. Это Марчин, Адам, Рафал и молодой Мачей. Но было невозможно действовать в болоте других альпинистов, организации и руководстве экспедиции. Фактически, в последние годы мы наблюдаем почти полный ноль в реальном польском стиле в высотном альпинизме Да, есть Анджей Баргель. Я ценю то, что он делает, но это нечто иное, чем спортивный альпинизм.

Много слов, много оправданий, но это будничность в реальности. Много слов о героическом прошлом, о достижениях Чихи, Кукучки, Куртыки, и других, но последнее поколение не готово к спортивным восхождениям на высоту. Недавние успехи? Петр Моравский (ЗИМНЕЕ восхождение на Шишапангму (8013 м), да мой новый маршрут на Гашербрум II (8035 м). Не слишком много, верно? На случай, если я что-то забыл-извините, пожалуйста?

Я не хочу заставлять кого-либо подниматься выше восьми тысяч, но нужно признать правду. Я надеюсь, что это скоро изменится, у поляков есть хорошие шансы сделать зимние восхождения на Броуд, G1 и K2 зимой. Новые маршруты на западном склоне Аннапурны, северном склоне Канченджанги. Скоростные восхождения на Броуд пик и Чо-Ойю ждут настоящих альпинистов. И вот это будет наша собственная музыка в Гималаях и Каракоруме.

 

-----------------------------------------------------------------------------------

I see many speculations now, people are talking behind me... "bla-bla-bla" for them self personal promoution. Look around, please, how many liars are - from movimakers till mountaineers. And journalists present it to public as an ultimate truth. But most of it is not correct. Is possible to bielive for Boguslaw Magrel certainly because he knows me better. And now I prefer to write for clear meanings.


I don't like something definitive. As to loose equipnemt during the ascent. In opposite - I construct everything changeble. Tactic, tecnic, style... Just goal shall be constant. In this reason I can be in Himalayas once or twice more. As example - to bit record of Huanito Oairzabal - to arrive under classical route of Cho-Oyu and do it 4 times in season. Why not? Is quite safety and pelasant. But extremal ascents as new routes and winter tops in Himalayas I would like to stop. Just one option - in case my wife Maria Jose Cardell will ask me about help for new route in Alpine style. In this reason I will try to assist her.


Decision to stop mountaineering was before Broad peak 2020 attempt, of course. Even we joked with Don and Lotta, that is my last expedition - I calculated days (45, 30, 20...) till the end of my hi-alitude carrierre. But in any case (or even strongly) I did fight a lot, did mostly job on the route. You may to see three summit attempts during the expedition even in solo (twice) when Don Boiwe was collapsed.


I spend so many years in extreme alpinism, that is enough. I realised my ambitions, and don't see what I can do more...


About quolity? As a "shine on my crasy dimond" opened five new routes in alpine style over 8000m . As a kind of competitions won speedascents and bit records from 4000 to 8000 m. Did two winter ascents on 8000 m. Climbed incradible technical routes on rocky bastions 2000-7000 m around the planet as Kusz-Kaya, Ushba, Pobedy, Kali-Himal. I satisfate enough.


What about quontity? Age is the poblem alwais for everyone. I am not able to do now something that can to realise in 30 years. Important is to understand it, and don't try to be in Squirrell Sircle.
I was working as a coach since 14 years, and completed strong teams. But organizers and members some times don't apresciate efforts. For free, now - often means for nothing.


Responsibility is the reason also. My wife, kids and parents need attention, support. Are good words - good alpinist means alive alpinist. I would like to dedicate life for my dear persons.


I am tired to loose a time. Is too often happen - I spend lot of trainings without contacts with family and friends, participate in expedition 2-3 months... but partners are as a ballast. As Simone some times, as mostly of Polish team in 2018, as Don in last winter. To be good person is OK, but is not enoiugh to get summit. I stopped so many times because of irresponsibility of other people! And prefer to keep my time for different actions now.


I don't like mountains. Especially that lost many friends there. I like actions and am free to choose my mode of freedom.


For the life now - work, kids, hobby, pleasure. As for everyone of us. For me - same. Plus sportive rock-climbing. Extremally but safety. Hope to bit 8a level in next years.


About ten. But I rescued some people also from frostbies, traumas. And was rescuing three times - this - is important, thanks to my friends and partners. But let's to see different. For example - Ambulance daily work help for hundereds of us. Medical assistance is in normal life for many people who are doing our life better, imroove Wroclaw and Ostrow. Me and other mountaineers just realize our sportive egoistical ambitions.


Summit is very pleasant taste, sense, meaning.


Both of them were same. And demonstrate strong characters! Anna and Marcin needs my support, of course. But without themself personal efforts it can take too much time and risk.
I am sad about people who lie before, during and after K2 2018 expedition.


In case of next K2 attempt I need to see options. To spend three months in company of loosers, liars, week lasy people I don't like again. Team completed three real athletes - Marcin, Adam, Rafal and one young Maciej. But against of swamp of other members, organisation and leadership was possible to do nothing. Last years we have to see almost zero in REAL POLISH style on hi-altitude (I respect actions of Bargel, but is different than sportive alpinism). Many reports, many excuses, but is weekness in reality. Many words about heroical past in acievemnts of Czichy, Kukuczka, Kurtika and other... But modern generation is not enough for sport in hi-altitude. Last examples? Piotr Morawski WINTER ascent to Shishapangma, my New route on G2 in alpine style. In case is forgotten something - excuse me, please?

I don't press anyone to do extremal ascents over 8000, but like to see the truth. And hope it will be soon. Polish team have good chanses to conquest Broad, G1 and K2 in winter. New routes on West face of Annapurna, Nord face of Kanchenjunga. Speedascents on Broad and Cho-Oyu are waiting for real mountaineers. It will be our own music in Himalayas and Karakorum.

-------------------------------