Альпинизм в России и СНГ

Денис Урубко (Алматы)

Белые дни ущелья Туюк Су -2

Альпинизм - красивый и динамичный вид спорта. Многие люди не имеют представления о горовосхождениях, не понимают их романтики и эстетики. Можно спорить, является ли альпинизм на самом деле Спортом - таким, как его трактует современные законы шоу-бизнеса. Ибо это - вещь в себе, и редко кому удается сторонним взглядом оценить происходящее. На скальных и ледовых стенах нет зрителей и соперников - борьба идет с самим собой, своими слабостями и страхами.

Денис Урубко

Начало

Денис УрубкоУ альпинизма "выходного дня" в горах неподалеку от Алматы, как у любого направления, есть много сторон. Много реалий, сюжетов, из которых, собственно, он и складывается. Можно принимать для себя красоту вершин, жизнь, полную романтики, ореол загадочности, историческую подоплеку всех человеческих свершений. Личности альпинистов прошлых лет придают особый смысл восприятия наших гор - Студенин, Букреев, Хрищатый, Ильинский. Все они были и останутся для молодежи теми Великими, чьи дела относятся к золотому прошлому Казахстанского альпинизма. Я всегда буду чувствовать их, как пример своим действиям.
А помимо всего этого можно отдавать себе отчет, насколько ущелье Туюксу соответствует твоим личным устремлениям и способам самопознания. Короче, замыкаться в круге спорта, и стремиться воплотить свои личные амбиции. Это уже другой взгляд на этику и способы постижения гор. И другой взгляд на риск, которому ты подвергаешься, на который сознательно идешь.

Именно для задачи развития альпинизма как вида спорта, и поддержки молодых горовосходетелей прошел Открытый Зимний Чемпионат города Алматы по альпинизму. Конечно, первые шаги всегда приходится делать вслепую, но у организаторов данного мероприятия уже был небольшой опыт. Во-первых, участие в Киргизском Зимнем чемпионате 2001 года (статью об этом можно прочитать в интернете). Тогда-то мы и познакомились на собственной шкуре с системой баллов, и очной гонке по маршрутам. Кроме того, некоторые ветераны казахстанского альпинизма вроде Юрия Александровича Горбунова еще могли рассказать об очных классах Союза и Вооруженки. Поэтому, пищи для размышлений хватало.
После долгих сомнений была составлена формула в виде Положения Чемпионата. Конечно же, масштабы этого соревнования не идут ни в какое сравнение с делами Lдней минувших¦, но все полагается делать постепенно. И первый шаг всегда делается практически на ощупь. Маленький, крохотный, почти незаметный шаг. Но его нужно сделать.

Если вы помните, то завершение моей предыдущей статьи пришлось на субботу 12 февраля. Тогда группа Андрея Пучинина прошла траверс вершин Учитель-Пионер, 3 А категории сложности. Тогда же произошла авария у команды Альпсекции МАЛа "Хан-Тенгри", к счастью, завершившаяся сравнительно малыми потерями. В воскресенье 13 февраля все альпинисты отдыхали одни после спасработ, другие после восхождений.

Впечатление того, что нам "наступают на пятки", подхлестывало команду ЦСКА, и уже во вторник под руководством нашего капитана мы выдвинулись для рабочего восхождения 2 Б. Нужно было прощупать обстановку после очередных снегопадов и аварии на Пионере. Поэтому, маршрут был выбран самый банальный и простой. По северному гребню вершины Амангельды наша четверка сходила на вершину, и уже к обеду вернулась в зону леса, в наш домик на Туюксу. Там мы с успехом резались в преферанс до самого вечера. Я выиграл что-то около 2 долларов. Женька заявил мне, что зато ему повезет в любви, и я согласился на подобный обмен фортунами.

На другой день активизировались уже все команды. Киргизстанская двойка пролезла-таки маршрут по Юго-Западному контрфорсу пика Учитель, 4Б категории сложности. Этот шаг показал, что ребята альпсекции "Скиф" достаточно подкованы как в технике, так и в тактике горовосхождений. Андрей Пучинин с "оставшимся на ногах" напарником Виталием Ждановым проработали левую часть Южной стены пика Пионер. Эта 3Б была самым серьезным восхождением команды. Кстати, их тактика была разработана достаточно грамотно - сложность восхождений повышалась постепенно, начавшись с разминочной "двойки А". Команда "втягивалась" в работу. И продлись Чемпионат еще пару недель, - неизвестно, кто в итоге оказался бы у финишной черты с лучшими результатами.

Наша команда с неутомимым Геной Дуровым во главе ринулась на пик Пионер по Правой части Южной стены. Здесь проходит маршрут Юрия Горбунова 4Б. Вслед за буйным капитаном мы едва успевали поспевать по перилам на жюмарах, и под вечер спустились в Туюксу полные сил и бодрости.

После этого, хотя уже было ясно, что за нами никто не успевает, наша четверка не могла остановиться. К тому же, как я уже упоминал в предыдущей статье, восхождения в горах Заилийского Алатау совершаются алмаатинцами в стиле "выходного дня", и совершенно не зависят от разного рода Чемпионатов.

Светлана Шарипова- Чтобы я! Зимой! Да куда-то на горы!... Ни за какие деньги... - еще год назад мне пришлось выслушать от Светланы Шариповой все, что она думала о зимнем альпинизме. Ее мысли блистали краткостью, и сводились к однозначному выводу, что восхождения в Туюксу зимой - для сумасшедших.
И вот, едва минул год, как наша Роза Туюксу 20 февраля первой пролезла маршрут по Восточному гребню пика Амангельды. Страхуя ее уверенный подъем по серии внутренних углов, мы с ребятами уже вольготно рассуждали о том, что скоро предстоит очередной открытый Чемпионат России в скальном классе. И что мужской части команды ЦСКА теперь можно лишь передвигать жюмары по перилам, навешенным Светланой, да загребать призы лопатой.

Киргизстанская двойка, просчитав шансы соперников догнать их, спокойно свернула экспедицию, и отправилась домой - к женам и детям. Этап восхождений в горах завершился.

И вот 26 февраля, вечером в 19.00 прошло подведение итогов и награждение победителей Открытого Зимнего Чемпионата города Алматы по альпинизму.
Я сидел за столом в зале Конференций Службы спасения. За окном начинало смеркаться. И светлый горизонт на западе обещал на следующий день хорошую погоду. В Алматы наступала-таки весна. Гена расставлял полукругом стулья для зрителей, проектор был отлажен, Саша Крынин помогал мне вставлять в рамки благодарственные письма спонсорам и организаторам - ЦСКА, Службе спасения и Казмонтажавтоматике. Печати и подписи на них я уже приспособил, и теперь оставалось лишь проверить и окончательно убедиться, все ли готово к мероприятию.

- Ден, я тебя в первый раз таким вижу, - напал на меня вошедший в зал Сергей Самойлов.
- Каким?
- В костюме, с галстуком.
Я непривычно поводил плечами внутри своего одеяния. Было неуютно - сотни лет, похоже, не влезал в официальную форму одежды всех мужчин.
- Ты уже второй, кто мне сегодня это говорит, - огрызнулся я.
- А нужно было военную форму одеть, - отпарировал Сергей. - Тогда не выпадал бы из образа.

Заседание началось в 19 часов. Но еще около десяти минут подтягивались опоздавшие на мероприятие люди. Художник Андрей Старков красноречивым жестом из-за спин зрителей показал бутылку вина. Галина Муленкова - горная журналистка и любительница петь под гитару - по-деловому осваивала зал с оператором и ассистентом, руководя видеосъемкой для телеканала "Хабар". Некоторые девушки блистали грацией в элегантных вечерних костюмах. Весна на носу!

Сначала я рассказал, откуда возникла идея такого соревнования, и почему мы решили провести его в Туюксу. Альпинисты совершали свои восхождения в наших горах всегда. И зимой и летом. Все знали, кто и как лазает по горам - чего стремится достичь. Поэтому суть Чемпионата состоит лишь в спортивности этих восхождений, привнесении соревновательного момента. Чтобы люди могли проверить свои силы по одинаковым критериям, с определенными правилами, общими для всех.

Вспомнилась и Ала-Арча 2001 года. Справа от меня во втором ряду зрителей сидел Андрей Пучинин, главный вдохновитель того славного деяния. Все что я мог, это построить свое выступление по принципу общения с залом, поэтому, периодически кивал на ни в чем не повинных людей, скидывая на них общее внимание.
Несколько скомканное начало со знанием дела взял в свои руки Главный Судья Чемпионата. Сразу почувствовалось, что человек на своей шкуре знает эту кухню, и все перипетии соревнований может рассмотреть именно как спортсмен. Но лишь когда мы вывалили на стол грамоты и подарки победителям соревнования, напряжение, державшее меня, отпустило.

Кроме грамот за победу, участники, занявшие Первое место (четверка команды ЦСКА МО РК - Геннадий Дуров, Евгений Шутов, Светлана Шарипова и Денис Урубко), получили на память о Чемпионате несколько ценных призов среди которых были и цифровые фотоаппараты. Надеюсь, это пригодится не только в горах.

За Второе место команда альпсекции "Скиф" из Киргизстана (Сергей Селиверстов и Семен Дворниченко) тоже получила призы, а фотоаппарат им достался один на двоих. Теперь Казмонтажавтоматика получила продвижение и на Бишкекском рынке.

Андрей Пучинин и Виталий Жданов, занявшие Третье место, были награждены грамотами и маленькими подарками. На память об участии в спортивном мероприятии.

Команда города Екатеринбург оказалась на Четвертом месте.
И от Федерации Альпинизма и Скалолазания города Алматы я вручил Светлане букет цветов. Она была единственной девушкой, которая наравне с мужчинами перенесла в высокогорье все тяготы этой зимы.

После награждения наша команда представила фотоотчет в виде слайд-шоу. Это была хроника нашего участия в Чемпионате со всеми совершенными восхождениями. Когда я прокручивал на экране страницы наших будней, то все словно переживалось заново. И снегопады начала февраля. И злой морозный ветер, в котором замерзали все наши горячие идеи. Маршруты, пройденные командой, один за другим ложились на суд зрителей, и, честно говоря, мне было жаль, что зима уже уходит, и этот Чемпионат вместе с ней. И стало грустно за тех, кто не принял в нем участия. Все-таки, делать вместе что-то красивое и спортивное гораздо приятнее, чем оставаться в стороне. Не стоит замыкаться в клубных или личностных амбициях, ведь все мы, по сути, - выкормыши одной горной колыбели. И поэтому жить всем предстоит по-братски.

Победы дают силу. Жизнь учит - будь сильным, и отдавай свою силу людям. Поэтому, я верю, что следующей зимой многие альпинисты присоединятся к этому начинанию, которое мы попытались развить в Алматы. Ведь гораздо интереснее, побеждая друг друга в соревнованиях, верить, что все это не зря, и послужит в конечном итоге Спорту. В нем мы равны.

Я хочу поблагодарить здесь тех, кто принял участие в помощи и организации проведения Зимнего Чемпионата города Алматы по альпинизму. Все те мои друзья, которым выпало провести незаметную, но крайне важную работу. Александр Крынин, чьими стараниями были созданы грамоты для участников Чемпионата. Кирилл Барбашинов, секретарь городской федерации, помогавший скоординировать многие действия и готовивший в Компьютерной Службе Спасения многие необходимые документы. Предоставивший помещение и аппаратуру для показа слайд-шоу Ринат Хайбуллин, директор ГККП Служба Спасения г.Алматы (051). Олег Вячеславович Никулин, директор КАЗМОНТАЖАВТОМАТИКИ, который выделил призы для участников соревнования. Начальник ЦСКА Новиков Павел Максимович, благодаря которому Спортивный альпинизм получает такую весомую поддержку. Журналистка Галина Муленкова, кто так искренне интересуется горовосхождениями, и до сих пор не послала подальше всех оторванных клаймберов, неоднократно портивших ей жизнь. Наш друг Антон Комаров, который много сил отдал всей альпсекции ЦСКА, выкраивая минуты в перерывах между командировками и сумасшедшей работой. Спасибо вам за помощь.

А команда ЦСКА МО РК по руководством Сергея Самойлова в начале марта собирается отправиться в ущелье Ала-Арча в Киргизию. Едва лишь в Алматы потеплело, как нас опять потянуло в вечные снега-