юКЭОХМХГЛ Б пНЯЯХХ Х ямц

Andrej Magajne, Словения

Попытка восхождения на пик Нансена и восхождение на Хан-Тенгри за один день.

После 2005 и 2006 годов, когда мы с друзьями прошли несколько замечательных новых маршрутов в Караколе, в 2007 я сосредоточил свою активность в долине Иныльчек.  Моим компаньоном стал Лука Вуэри из Италии (обычно Лука ходит на восьмитысячники с Нивез Мерой и Романо Бене - прим. ред) - мы решили пройти новый маршрут на девственной Северной стене пика Нансен (5697 м), а также сделать быстрое восхождение на Хан-Тенгри, а затем пойти на п. Победы (7439 м).

Nansen peak

2400-метровая Северная стена п. Нансена (5697 m)

Одной из главных особенностей сезона 2007 года была крайне нестабильная погода.  Я в Кыргызстане был уже в четвертый раз, но погода  теперь была наихудшей.

В базовый лагерь под п. Нансена мы прибыли 12 июля. Вертолет от Майда-Адыра оказался слишком дорог, поэтому мы наняли лошадей на военной базе на Иныльчеке - и проводника, молодого солдата Руслана.

base camp

Базовый лагерь

Пик Нансена огромный, хоть это далеко не самая высокая гора в районе Иныльчека. Его северные склоны обрываются от вершины на 2900 м в сторону долины Иныльчек, и представляют собой достойное зрелище. У подножия горы растет сосновый лес, выше которого можно видеть огромную полосу сераков на гигантской и непройденной до сих пор Северной стене.

Поскольку  нам было затруднительно найти хоть какую-то информацию по горе, дни, предназначенные для принятия решения, пролетели мгновенно. Вначале мы сходили  к подножию дальней части стены, и вскоре отказались от мысли пройти ее центральную часть - единственный маршрут, которому не угрожают падающие сераки. Этот маршрут слишком опасен в летнее время из-за постоянных камнепадов и снежных лавин.

Под Северной стеной

В последующие дни плохая погода не позволила нам сделать траверс горы с запада на восток. Затем мы все же получили оптимистичный прогноз погоды - было обещано трехдневное <окно> хорошей погоды, за которым вновь следовал шторм.

Нашим единственным шансом было быстрое первопрохождение, а затем спуск по левой части Северной стены, которая была отделена от центральной части стены <черной башней>, через которую пролегал наш будущий маршрут.

акклиматизация

19 июля мы стартовали ближе к вечеру из базового лагеря, подошли под стену, встали на ночевку на достаточном расстоянии от стены, где высились огромные сераки.

Pik Nansen

Вскоре после полуночи мы вышли на восхождение, шли быстро и налегке - без палатки, спальных мешков, с одной лишь короткой веревкой, парой закладок и ледобуров. Лед и микст, и в 7-30 мы были уже наверху <черной башни>.  И вот, когда технические трудности были позади, перед нами оказался очень опасный снег. Несмотря на раннее утро и высоту 4300, снег не был замерзшим, поэтому мы решили подождать  ночи, но она, к сожалению, была теплой.

на стене

прохождение "черной башни"

верхние склоны на Нансена

ночевка

Иди обратно, это опасно!

возвращение в Майда-Адыр

21 июля в полдень мы вернулись в базовый лагерь после очередной попытки, закончившейся в глубоком мокром снегу. Все оставшиеся дни, проведенные под п. Нансена стояла плохая погода. В Майда-Адыр мы вернулись 27 июля, и через два дня были готовы лететь на Южный Иныльчек в базовый лагерь под Хан-Тенгри.

Сначала мы хотели сразу пойти на восхождение на Хан-Тенгри, но, по результатам на п. Нансена, мы были достаточно акклиматизированы только для базового лагеря (около 4000 м). Во время акклиматизационного выхода мы поднялись на 6300 м, и там нам пришлось отсиживаться два дня, пока бушевал снежный шторм. Возвращение в базовый лагерь по метровому слою свежевыпавшего снега было весьма нервным.

Пик Чапаева и Хан с Юга

на Хан-Тенгри

на вершине Хан-Тенгри

Luca Vuerich, Andrej Magajne and Khan Tengri

5 августа в 9 вечера мы вновь вышли из базового лагеря и в 2-30 поднялись в лагерь 3 (5800), за 5,5 часов. Еще не доходя до лагеря 2, я сломал обе своих палочки, поэтому сильно устал. После трех часов отдыха в снежной пещере, мы продолжили подъем. Лука  вышел на вершину где-то около полудня, а я закончил восхождение  часом позже в 40 метрах ниже вершины.  Погода начала быстро портиться, и без спальных мешков и еды нам ничего не оставалось, как вернуться в базовый лагерь. Лука спустился в базу через 23 часа после старта, а я через 26 часов. На спуске мы тоже отдохнули в лагере 3  пару часов.

Подчеркиваю, что нашей целью было не скоростное восхождение как таковое, а быстрый подъем налегке, без остановки на ночевку в промежуточных лагерях.

Затем мы отправились на пик Победы, но наша попытка оборвалась уже в лагере 1 из-за плохой погоды, к тому же Лука заболел.

А вот в последние три дня нашего пребывания в Кыргызстане стояла великолепная погода, и эти три дня мы провели в Ала-Арче. Мы пролезли прекрасный маршрут по Сев. стене и Вост. ребру Короны (8 часов от Рацека и обратно), и Лука еще завершил нашу экспедицию  восхождением на п. Семена Тянь-Шаньского.

Ала Арча - киргизский Шамони

Сев. стена Короны

На Короне

На вершине Короны

Экспедиция состоялась при поддержке Montura, Grivel, Actinia Solar and Ljubljana - Matica Alpine club

Перевод Елены Лалетиной (www.Russianclimb.com)

На http://sertrans.ru утилизация старой мебели бесплатно.