Альпинизм в России и СНГ

Майлз Осборн, клиент Дэниела Мазура (пожертвовавший вершиной ради спасения Линкольна Холла) - некоторые подробности.

(см новости экспедиции экспедиции Абрамова 25 и 26 мая 2006 года)

25 мая я, Фил, Дэн, Эндрю и Джангбу шерпа готовились к штурму в лагере 3 на 8300. Мы стартовали в 11-30 вечера . Погода была великолепная, хотя и мороз градусов 30. Слава Богу, никто не украл, как это здесь водится, наш кислород в верхнем лагере. Окружающий мир был словно нереален - идешь себе, не видя ничего, кроме крошечного пятна света налобного фонарика, время от времени проверяешь, не обмерзла ли маска и редуктор, осторожно перешагиваешь через кошки и ноги умерших здесь людей, загораживающие тропу. Слева вниз обрывается стена Канчунг, справа - Северная стена Эвереста. Шагаю очень аккуратно .

На фото: Майлз Осборн в день штурма.

Вскоре мы подошли к первой ступени, радуясь, что согреемся, пока будем проходить ее. Тут Фил решил , что поворачивает обратно . Всего примерно неделю назад он спасал другого альпиниста, у которого был отек мозга - 18 мая он тащил его со второй ступени (8600) , получив при этом обморожения. И вот теперь, поднявшись вновь на такую высоту так скоро, он вынужден принять такое тягостное решение - боясь поморозиться еще сильнее.

Пройдя Первую ступень, остальные четверо из нас подошли к Машрум Рок на 8600 - это у начала Второй ступени. И тут как раз солнце наконец достало до гребня. Было примерно 7-30 утра. Вид потрясающий: Но еще мы увидели кое-что, чего никак не ожидали:

Слева от нас, прямо на краю пропасти, сидел парень. Он не умер, не спал, просто сидел скрестив ноги, пытаясь что-то поменять. Его пуховый комбинезон был расстегнут до пояса, руки вынуты из рукавов, на нем не было ни шапки, ни рукавиц, ни очков, ни кислородной маски, не было ни ледоруба, ни спальника, ни каримата, ни еды или хотя бы воды. < Вероятно , Вы удивлены , увидев меня здесь >, - сказал он . Мы с трудом верили , что происходящее реально . Перед нами был человек, почти в норме, переживший холодную без кислорода на 8600 м, легко одетый и абсолютно без снаряжения! И ЖИВОЙ !

Мы остановились и заговорили с ним. Парень оказался Линкольном Холлом из Австралии, из Blue Mountains . М поняли, что на самом деле он в очень тяжелом состоянии, и в любую минуту может умереть, как мы определили, не будучи медиками. Его пальцы на руках были поморожены, они были похожи на десять черных свечек. Он категорически отказывался одеть шапку и рукавицы . Голова его дергалась и раскачивалась, глаза смотрели с замороженного лица, силясь сфокусироваться на чем-нибудь. Он, очевилно, был в глубочайшем стрессе, двигался бесконтрольно, и пытался вытолкнуть себя на самый край карниза. Мы затащили его обратно и закрепили на вервку . Позже Линкольн сказал, что в тот момент ему казалось, что он плывет на лодке, и хочет выпрыгнуть из нее :. И выпрыгнул бы. На стену Канчунг

Мы дали ему горячего чая, сока, кислород. Застегнули его одежду, одели все, что надо, разговаривали с ним. Дэн позвонил в АВС, и попросил связаться с руководством экспедиции <7 Summits >. Наконец они поняли, что Линкольн еще жив - дошло не сразу. Ведь шерпы накануне определили, что он умер, и Александр Абрамов успел даже позвонить семье Линкольна и сообщить о смерти. Поняв ситуацию, он тут же послал команду шерпов из лагеря 3 и из АВС, чтобы эвакуировать Линкольна с горы. Фил тоже помогал связваться с Абрамовым из лагеря 3.

Мы провели с Линкольном 4 часа. Он был довольно активен . Пришлось понадежнее закрепить его на склоне, где вчера его оставили, не привязав ни к чему. Кажется почти невероятным, что он не улетел со склона ночью.

Линкольн не мог стоять и связно говорить, но через пару часов он начал согреваться и говорить. Мы ждали прихода шерпов. Наконец, в 11-30, они показались, с рюкзаком Линкольна, который они притащили из лагеря 3. Мы сняли с Линкольна свою маску и баллон, и одели те, что принесли шерпы. И они начали медленный спуск . К 10 вечера, благодаря геркулесовой работе шерпов, Линкольна спустили до Северного Седла.

Когда же мы снова посмотрели в соторну вершины, поняли, что времени нам уже не хватит. ДО нее не меньше 3 часов, и хотя мы в отличной форме, мы рискуем попасть в шторм, который обычно начинается после полудня, часа в 2-3, и нам не успеть вернуться. Поэтому, во избежание худшего, после всех лет поиска денег, тренировок, восхождений, мы приняли решение идти вниз. А шторм действительно начался .

Эверест - особая гора . Ее вершина столь вожделенна, что кажется, ничего не может быть важнее ее. Как например, для двух итальянцев, которые прошли мимо как раз когда мы обнаружили Линкольна. Они ускорились, проходя мимо, буркнув <Не понимаем по-английски>. Хотя один из наших соотечественников вчера болтал с ним на английском целый час вчера.

Благодаря активным спасам, в которых участвовали несколько экспедиций, Линкольн на следующий день был доставлен в АВС. Мы пришли навестить это чудо0парня, которого мы нашли на 8600. Мы представились . Разговор зашел о его семье и жене .

Для себя я не могу понять, как может быть вершина важнее чьей0то жизни? Я бы не хотел однажды мучаться без сна, зная, что взошел на вершину Эвереста, оставив кого-то умирать на тропе.

Коммерциализацию на Эвересте критиковать легко: шерпы тащат клиентов на вершину и обратно, команды идут неподготовленными, некоторые пользуются чужими палатками и кислородом, иные пытаются <стрельнуть> кислорода для <эквадорского бескислородного восхождения> и т.д. На высоте нужно придерживаться той же этики, что принята на уровне моря. Поэтому то, что Дэн Мазур и другие участвовали в спасах - это нормально.

Myles Osborne (SummitClimb Everest North Ridge Expedition 2006)