Альпинизм в России и СНГ

Гималаи - вершина Жанну ВосточнаяТомас Хумар: попытка восхождения по Восточной стене Жанну

октябрь 2004

Дневник экспедиции

Словенский альпинист Томас Хумар1 ноября 2004 Томас готовился пересечь препятствие из сераков ниже ребра, ведущего к восточной Жанну. Вчера он провел ночь под сераками, надеясь сегодня найти путь через них. Но вертикальные нависающие ледяные глыбы слишком опасны, к тому же лед был слишком непрочный. Томас решил не рисковать, и принял решение повернуть обратно. Спуск оказался напряженным, хотя он выбрал самый безопасный путь в очень плохую погоду. С лавинами, слава Богу, обошлось Одна из них долбанула по склону пять минут спустя после того, как Томас пересек его. Вот прямо сейчас, когда я это пишу, Томас благополучно пришел в лагерь1, там он переночует в нормальной палатке. Он устал, но в порядке, надеемся завтра встретить его в ВС.

Всего хорошего Стив.

29 октября, 2004 Все идет по плану. Только очень трудная стена. Томас вышел из лагеря 3 в хорошую погоду. Однако, снежные условия не лучшие. Снега по колено, крутизна 75 градусов. Кое-где надо лезть по вертикальной плите, покрытой нехорошим льдом. Томас пролез гребень Cauliflower, в конце которого наткнулся на непроходимый лабиринт грибообразных снежных образований, нависающих над пропастью. В конце концов, Томас снял рюкзак и прорубил вертикальный туннель сквозь снег, чтобы добраться до премлемого для палатки места.

Томас не слишком доволен сегодняшним днем. Завтра ему предстоит пролезть еще 20 м по очень нехорошему льду. Пока я это пишу, Томас роет яму в снегу для установки Лагеря 4 на высоте 6800 м.

В базе мы молимся, чтобы интуиция помогла Томасу найти оптимальный путь. Похоже, на стене вовсе нет простых участков. Прогноз на завтра неплохой. Надеемся, томас залезет на перемычку и продолжит восхождение по южной стороне гребня, где снега поменьше. но вовсе не менее крутые склоны, ведущие к вершине непокоренной еще восточной Жанну. .

Всего хорошего. Стив.

28 октября, 2004
Только что в базе сообщение: Томас на 6500 м! Погода не то чтобы хорошая, но позволяет лезть.Томасу трудно определяться с маршрутом на стене, но с помощью наблюдателей из базы, он нашел кулуар, ведущий на плечо Жанну. Стена оказалась гораздо труднее, чем думали. Томасу пришлось лезть кое-где без рюкзака, и потом вытаскивать его на веревке. Вчера он ночевал в трещине на стене. Сегодня поставил палатку под большой стеной. Завтра продолжит подъем по кулуару, ведущему к плечу на гребне горы. Я весь день наблюдал Томаса в трубу, поэтому пишу поздно.

Томас передал по связи, что у него все ОК. Лавин, слава Богу, нет. Холодно -25С (на его высоте). и ветер. Надеемся, что Томас выйдет на вершину дня через два, но на стене, как эта, ничего нельзя загадывать... О южной стороне гребня мы ничего не знаем - ее не видно из базы. Томасу придется там лезть после того, как выйдет на плечо. На спуске придется тщательно выбирать путь, но это потом...

Всего хорошего. Стив.

27 октября, 2004 Стив только что вернулся со стены в базовый лагерь. Он сопроводил Томаса в лагерь 2, что они поставили у основания главной стены - два дня они были вынуждены ждать погоды в палатке. Сейчас прогноз нормальный. Томас прошел отметку 6000 м. Ждем от него сообщений.

25 октября, 2004 Томас начал восхождение...

Акклиматизация.

Словенский альпинист Томас Хумар19 октября, 2004 Спуск на ледник лишил нас возможности дальнейшей разведки подхода к главной стене. Мы снова поднялись наверх гранитной стены и оставили там лагерь 2 - оттуда Томас начнет свое восхождение. Возврашение в ВС отметили первым за 4 дня нормальным обедом.

18 октября, 2004 Томас пролез в направлении ребра Cauliflower чтобы просмотреть путь спуска. После рискованного подъема он достиг вершины ребра примерно в 12 часов. Оттуда хорошо видна правая часть основной стены, и становится пронятно, что спуск по этому ребру будет слишком опасным. Наверх единственным разумным путем кажется 300-метровый кулуар. Затра мы постараемся там провесить перила.

16 октября мы вышли из базового лагеря. Сначала поднялись 300 м по стене, используя ранее провешенные перила, затем поднялись до высоты 5500 м, там поставили лагерь 1 и переночевали. На следующий день поднялись выше по покрытой снегом стенке, пока не достигли острого узкого гребешка, на котором росли буквально друг на друге странные снежные грибы. Гребень становился все круче. У нас ушло 5 часов, чтобы пролезть довольно опасные 200 метров по вертикали, а всего 500 метров. Найдя более-менее подходящее место наверху гребешка (примерно 6750 м), мы поставили палатку и переночевали. Виды - офигенные! Канча, Талунг и Кабру купались в абсолютно идиллическом полудне. Солнце сияло над ледником Ялунг, простирая свои лучи на долгие километры вниз, до реки Simbua Kola.

14 октября, 2004 Мерзнем в базе. Весь день снег, сидим на месте. Вчера снова изучали стену на предмет выбора пути. Надо идти или по правому, или по левому краю, по центру нельзя - там постоянно валятся сераки. Томас слегка потренировался вчера в нижней части ледника. Как только погода выправится, пойдем снова на гранитную стену - хотим разведать путь слева к леднику под главной частью стены.

Стив.

12 октября, 2004 Вчера наконец-то закончили устройство базового лагеря. Провели церемонию освящения (Puja), Ее провел лама, который шел в индийский ВС под Канчей. Там индийская военная экспедиция. Puja - важный момент в любой Словенский альпинист Томас Хумарэкспедиции. Согласно буддистским верованиям, любой, кто входит в жидище богов, должен помолиться об их благословлении. Поскольку Жанну (или КУмбхакарна) - одна из священных гор в Гималаях, мы отнеслись к церемонии серьезно. Шерпы сложили чортен, над ним развесили молитвенные флажки в четырех направлениях. Сделали необходимые приношения богам, ветер поднял в их чертоги запах священного дыма. Вокруг расставили для богов разную еду и напитки. Потом мы покидали рис и напоследок вкусили освященной еды.

После Пуйи мы с Томасом стали разглядывать левую сторону Жанну, прикидывая путь безопасного спуска. Каждый опытный альпинист должен тщательно продумать путь спуска.

Мы пересекли ледник Ялунг и прибыли к основанию 300-метровой гранитной стены, которая кажется самым безопасным вариантом для спуска, и вообще самым безопасным маршрутом на Восточной стене Жанну. Наш повар Ягат сходил с нами к подножию стены. Томас нашел путь по вертикальным гранитным плитам и трещинам, заполненным травой, которые можно пролезть только с помощью ледовых инструментов. К вечеру мы долезли до конца этого участка и закрепили перила, которые помогут нам в дальнейшем.

Привет из ВС у ног спящего Бога. Стив.

9 октября, 2004 4 октября прилетели в Тсерам. Там мы перегрузили снаряжение на яков, и они отправились на плато Ramzea, Оттуда требуется пара Словенский альпинист Томас Хумардней, чтобы мы и наши 30 носильщиков достигли ледника Ялунг, где расположен ВС Канченджанги и ВС со стороны Восточной стены Жанну. Плохая погода тем временем улучшилась, зато стало ясно, что шерпы не подняли наши грузы куда надо. Следующие два дня нам придется перетаскивать палатки, еду, ... - на километр ближе к Жанну. Насколько мы сейчас видим, условия на стене изменились, причем к худшему. Впервые я увидел эту стену в 1982, во время словенской экспедиции на Канчу. Сегодня же стена выглядит опаснеe. Но... завтра притащим снарягу, затем акклиматизируемся на каком-нибудь близстоящем пике и наметим линию восхождения. Пока. Стив.

4 октября, 2004 Хумар и его помощники на пути из Катманду в Рамче.

Translation into English: Ziga Ucakar

Перевод на русский Елена Лалетина.

30 ноября 2004

Комментарий Валерия Бабанова:

Да, я знаю об его экспедиции. У нас был одинаковый объект восхождения... Восточная стена Жанну Восточной. Мы даже подумывали, может объединиться. Мы с Хумаром достаточно хорошо друг друга знаем уже с 1996 года. В марте этого года Томас несколько дней жил у меня дома в Калгари. Мы разговаривали об этой стене, об экспедиции.

В начале (ещё в 2002 г), у меня так же была идея пройти эту стену соло.
Экспедиция на Нуптзе осенью 2002 года родилась за один месяц до отъезда на Жанну. А так я уже был готов ехать на Жанну. Друзья отговорили...я поменял резко планы.
Томас звонил мне перед своим отъездом в эту экспедицию. Я сказал ему, что этот Гималайский сезон пропускаю. Трудности с финансами, да и наши (т.е. русские) уже в этом году поднялись на Главную. Он поехал.
Что я думаю о стене... стена классная, но опасная. Ты должен иметь лаки, чтобы тебя на ней не задело падающими сераками. Я хотел лезть по центру стены. Томас лез слева, там где опасность обвала сераков (если так можно сказать) минимальная. Стена красивая, вершина не пройденная. Надо ехать, да лезть. Мне нравятся такие Горы.

Потом, я следил за ходом экспедиции на его сайте : humar.com

Жаль, что у него не получилось.