Альпинизм в России и СНГ

"Балыбердинские" забеги на Эльбрус.

История, рассказанная Кейвином Куни (Забег 1990 года)

Предисловие Николая Шустрова

Еще зимой я получил письмо от американца Дэна Ховвита (Dan Howitt), с заявкой на участие в Elbrus Race 2009. Мы вели активную переписку – он очень интересовался всеми деталями забега.

6 февраля он прислал письмо с контактами в 5-ти ведущих «альпинистских» американских СМИ и в Фонде Букреева, с просьбой разослать информацию о забеге, а также спросил, не первый ли он американец собирающийся участвовать в забеге? Или кто-то из американцев уже бегал на Эльбрусе в прошлом? Алекс Лоу или друг Букреева Кейвин Куни?

Я объяснил Дэну, что со времени 2-го издания забегов, с 2005 года, американцы пока не приезжали, но в первых забегах, которые проводил Володя Балыбердин, американцы были! Во всяком случае, точно были 2 американца в 1990 м! Я сам бегал в 1990 м, и хорошо запомнил этих ребят. Мы познакомились еще до соревнований, когда вместе с ними, а также с Бэлом и Букой лазали по скалкам за мостом, напротив лагеря Эльбрус! Один из них презентовал мне замечательно зеленую бореалевскую футболку – пришлось в ответ дарить узбекский нож, привезенный из Азии!

Так вот, мне кажется, объяснил я Дэну Ховвиту, что одного из этих парней как раз звали Кейвин:

«по поводу участников из США – не было ни одного американского альпиниста в время новой истории Забегов на Эльбрус. Но в то время когда забеги организовывал Владимир Балыбердин (1989-1990) были 2 американца! Они участвовали в 1990 году, я не помню их имен, но одно имя упомянутое тобой – Кейвин Куни, кажется мне очень знакомым!!! Их спонсировал NIKE – я помню они (во всяком случае, точно один из них) использовали специально сконструированные беговые туфли с шипами, чтобы можно было ходить по льду + я думаю их спонсировал Boreal – у меня были скальные туфли Boreal и один из них подарил мне классную бореалевкую футболку. Это был год, когда Бука (А.Букреев) установил свой непобитый рекорд от Приюта 11 до Восточной вершины Эльбруса – 1 час 47 минут, 2 американских атлета поделили 2 и 3 место, я не помню кто был 4-м, у меня было 5 место с результатом 2ч12 минут. Я напишу письмо Кейвину и спрошу, не он ли был на забеге 1990 года»

Сказано – сделано, и  вот я уже получаю ответ от Кейвина (Kevin Cooney)– конечно помню!! Завязалась переписка и вот Вы можете теперь тоже прикоснуться к кусочку истории, которую Кейвин оживил своим рассказом и сканированными слайдами

Было еще очень важное последствие этой переписки – Мемориальный Фонд Анатолия  Букреева (а Кейвин один из его создателей) выделил 1000 долларов для призов участникам V international Elbrus Race!!

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Дэна Ховита (Dan Howitt) – ведь его письмо послужило началом целого круговорота событий и воспоминаний!!!! К сожалению, он не смог собрать денег на поездку  и снял свою заявку, надеюсь ему больше повезет в будущем году!!!

на фото: сидят на скамейке у Приюта 11: Ира Толкунова, Анатолий Букреев, Алексей Рогозин, Патрик Хили. В нижнем ряду Елена Кулешова и автор рассказа Кейвин Куни

Когда мой хороший друг Бесс Вальд позвонила мне в мой дом в Боулдере и спросила " не мог бы ты взять моего русского друга, который остановился сейчас у меня, с собой на пробежку и попытаться его "загнать" ("сделать", измотать?) Мне показалось это забавным и вскоре я уже пыхтел взбираясь на Зеленую Гору (небольшой пик неподалеку от моего дома в г.Болдер, Колорадо) с Анатолием Букреевым, наступающим мне на пятки.За несколько последующих недель мы с Толей лучше узнали друг друга, с помощью совместных тренировок и ограниченного общего словаря (в основном переводила Бесс), в то время как Толя постигал азы Американской культуры (например как выбрать один сорт мороженного среди бесконечного ассортимента продуктового магазина). Я был заинтригован советскими методами тренировок в горах, подтвержденными успехами в Гималаях, о которых я был наслышан, и идея познакомиться с культурой, которая была полностью закрыта для американцев на протяжении всей моей сознательной жизни, усиливало эту интригу!!Анатолий пригласил меня принять участие осенью в забеге на Эльбрус, высшую точку Кавказа и, с помощью Бесс, организовал для меня и для моего друга Патрика Хили приглашение на соревнования на Эльбрус в сентябре.Мы с Патриком были взволнованы и предстоящим путешествием в Советский Союз и возможностью больше узнать и о методах подготовки к высотным восхождениям и об альпинистских соревнованиях на Памире, о которых мы слышали от друзей, участвовавших в поездке по обмену Американского Альпинистского Клуба в конце 70-х. У нас в Штатах, не было в то время подобных альпинистских мероприятий. Вскоре, мы получили факсы из русского альпинистского клуба с приглашением, позволившим нам получить визу для поездки в Советский Союз, на забег на Эльбрус.Будучи «прижимистыми» путешественниками мы с Патриком нашли самый халявный путь к нашим друзьям Алексею и Анатолию в Санкт Петербург (еще Ленинград в то время) и дальше на Кавказ. Этот путь означал перелет до Хельсинки и затем поезд в Ленинград. К счастью, когда мы прибыли туда, уставшие и не способные сказать ни слова по-русски, кроме «спасибо», мы были подхвачены нашими друзьями на вокзале и перенесены к чаю, водке и разговорам за полночь.После пары восхитительных дней посвященных музеям и красотам Санкт Петербурга, мы переехали на ночном поезде в Москву, где посетили очень быстро так много разных мест, что все помнится немного туманно… Мы полетели дальше, в Минеральные Воды, которые оказались гораздо дальше, чем мы это себе представляли!В этом населенном пункте мы вчетвером (Патрик, Анатолий, Алексей и я ) закупили свежих фруктов и овощей, что бы разнообразить высотную пищу, привезенную нами из США, а Патрику удалось подрядить водителя такси отвезти нас в горы за несколько пачек американского Мальборо бывшего, как мы знали, все еще большой редкостью во времена Гласности!

Наконец, мы обосновались в горной хижине, занимаясь починкой и сортировкой снаряжения, так как дожди не давали нам высунуть нос из помещения, кроме нескольких вылазок для боулдеринга в Адул Су и пробежек в гору

В конце концов наша четверка выдвинулась на ледник попытаться залезть на какую-нибудь гору и получить акклиматизацию для приближающегося забега. Снегопад продолжался еще несколько дней, и нам пришлось спуститься вниз — мы не только не подошли к горам, но, даже, и не увидели их толком. Но ненастные дни, были наполнены Толей, исполнявшим «Зойку» и другие русские народные песни на гитаре, и постоянно находился кто-нибудь предлагавший еще раз выпить немного водки за здоровье. Мы не могли больше это выдержать!!

на фото: Владимир Балыбердин с дочерью на пути к Приюту 11.

Мы голоснули спасательную скорую помощь до верха долины, к горнолыжным трассам Эльбруса, и взяли курс на Приют 11 за несколько дней до объявленной даты забега. Другие участники забега уже прибывали из разных Советский Республик, только что после восхождений на Памире или Тянь Шане. С прошлой недели, когда погода нам не оставила никакого шанса, мы с Патриком остро чувствовали, что нам необходима акклиматизация. И мы решили немедленно идти наверх и установить лагерь на седловине, между двух вершин Эльбруса! Толя и Алексей сказали, что они лучше потусуются на Приюте 11 рядом с Австралийской командой и их симпатичной переводчицей. Патрик чувствовал себя ужасно после такого количества выпитой водки и капусты, а я недооценил, как ветренно может быть на этой седловине!! Наш бескомпромиссный (высотно-лагерный) подход к акклиматизации мог и подождать!! Мы повернули назад к Приюту 11 к радостям жизни в виде чая и «народных» песен с нашими друзьями

на фото: Елена Кулешова - помощник директора забега

Балыбердин и его помощница, милая женщина, которая только что потеряла близкого человека на Памире, объявили, что сегодня будет проведен «предварительный» забег до некоторой точки на полпути до вершины. Каждый должен обязательно участвовать в нем, но показанное время не влияет на финальный результат. Гонка до вершины будет на следующий день. Предварительный забег был коротким рывком и возможностью для нас с Патриком испытать наше секретное оружие! У нас были шиповки предоставленные фирмой «Nike» — сконструированные для метателей копья — с шипами от пятки до носка. Мы полагали, что выигрыш в весе без ботинок и кошек, может помочь нам бежать в гору быстрее. Обувь метателей работала фантастически — мы были потрясены!!!!! Когда большинство участников стояли посреди склона на финише этого короткого забега, мы услышали далекий вскрик. Мы увидели, одного из участников скользящего вниз по ледяному склону и дергающим руками и ногами в разные стороны… Мы быстро побежали вниз, к тому месту где он остановился. Он здорово побился: окровавленные костяшки пальцев, порезы и шрамы на лице и сильно вывихнутый голеностоп. Потребовалась помощь нескольких участников забега, чтобы сопроводить бедного парня вниз, к приюту, но вечером, у него уже ничего не болело — благодаря водке, как я понимаю. (Прим. переводчика — я помню эту историю, несколько по другому: на 100% уверен, что это был не участник, а кто-то из вспомогательной команды )

Финальный забег состоялся на следующий день рано утром. Выл ветер, и никому совершенно не хотелось выходить наружу до самого момента старта. Никаких обычных разминок и пробежек чтобы разогреться! Что поразило меня – так это та команда, которая стартовала еще глубокой ночью, чтобы быть официальными хронометристами, обеспечить первую помощь и горячее питье на вершине.

Старт был дан!!! Я решил держать Толю в поле зрения, но не идти слишком быстро, я не понимал, какой темп нужно поддерживать. После того, как мы прошли первый прямой взлет горы, образовалась небольшая группа «бежавшая» вместе, я и Патрик в том числе. Кажется, мы очень быстро поднялись до высшей точки предварительного забега, дальше начинался подъем с траверсом налево. Я чувствовал себя удивительно сильным, и оказалось, что уже заметно оторвался от остальных, только Толю составлял мне компанию. Я концентрировался на дыхании, смотрел под ноги и шел… Я взглянул наверх и заметил, что Толя уклонился от тропы на седловину и пошел прямо вверх.

на фото : Кейвин Куни на пути к Восточной вершине (верхний кадр) и
На Восточной вершине: В.Балыбердин снимает на кинокамеру (слева) ,  а Анатолий Букреев финиширует (справа).

Я рванул за ним, но было совсем не просто удержаться за этим парнем… Я был удивлен, когда неожиданно появилась вершина. Люди в пуховках, с накидками и горячим чаем ждали нас. Мы вышли из 2-х часов [примечание автора: я думаю Толино время было 1:42 от Приюта 11 и я отстал от него на несколько минут {примечание переводчика: уверен — запомнил на всю жизнь — время Анатолия было 1:47}] и скоро и другие присоединились к нам на вершине. Вид с вершины был потрясающий: наконец двойная вершина Ушбы открылась нам через долину и было видно море вдали… Несмотря на ветер, день был великолепным и ясным. Поприветствовав других участников соревнования, мы отправились вниз. Я решил сбегать с седловины отметиться на более высокой вершине, пока остальные спускались вниз к приюту и к заслуженному празднованию. После короткой прогулки через седло на западную вершину, я заспешил вниз, к нашей команде на Приют 11

Кейвин (верхний снимок) и Анатолий спускаются с Восточной вершины после забега.

К тому времени, как я спустился туда, пиво и водка уже потекли рекой. Патрик был глубоко погружен в разговор с кем-то, кто совсем не говорил по-английски, пытаясь объяснить ему концепцию «кряжистый пень» как ну ооочень сильного человека. Его новый русский друг, наконец, произнес " а, Бука!" я не вполне уверен, что в точности понял его мысль, но…?

на фото: Патрик Хили (слева) и Алексей Никифоров.

Все, кого мы встретили на забеге, были удивительно добры и внимательны к нам. Был целый вечер обмена случаями из жизни, планами на экспедиции, тостами за международное сотрудничество. В то время как мы привезли в качестве сувениров какие-то пустячные брелки из США, нам подарили подарки, которые я храню до сих пор — от инкрустированного ножа до матрешки.

на фото: церемонию награждения проводит Лена Кулешова (В.Балыбердин второй день подряд поднимается на Эльбрус с австралийцами)

Немного позднее была проведена официальная церемония награждения, и мы с Патриком были приятно удивлены узнав, что выиграли денежные призы за хорошие места на забеге. Позднее, на уличных рынках в Москве мы потратили часть рублей, покупая рисунки для подарков своим семьям ждущим нас дома — и отдав оставшиеся деньги нашим русским друзьям, которые были такими любезными хозяевами.

Забег на Эльбрус послужил хорошим поводом для нас отправиться в столь далекого путешествие из Америки на Кавказ, а дружба которую он скрепил, длилась еще долгие годы после него… Вскоре после забега на Эльбрус, я получил телеграмму от Балыбердина с предложением на следующий год присоединиться к русской экспедиции на Эверест с ним, Анатолием и другими.

Я быстро ухватился за этот шанс и был счастлив провести время высоко на Эвересте, учась тому, что же такое быть «крутым» –со спутниками, из которых никто не говорил по-английски, причем, вообще, кроме нас никого не было рядом, даже на Южном седле и выше него. Балыбердин снимал на кинокамеру, как мы устанавливали лагеря, и хотел, чтобы мы сделали скоростное восхождение, так же как на Эльбрусе. Мы предпочли не бежать…

на фото: Анатолий Букреев преодолевает Ступень Хиллари (Эверест, 1991) и на Приюте 11 играет на гитаре

В течение нескольких последующих лет, Анатолий стал близким другом и моим и Патрика, он жил месяцами в наших домах, между своими вылазками в Гималаи. Он подрабатывал в ландшафтной фирме Патрика, лазал со мной по скалам, ухаживал за Бесс и учил английский, в тоже же время тренировался и готовил свои следующие экспедиции. Толя производил неизгладимое впечатление на каждого, кто его встречал в жизни, и ему удалось создать многочисленную группу друзей по всей Америке, с которыми он совершал путешествия на большие горы. Мне не хватает Балыбердина и Анатолия — они оба ушли слишком рано. Как знать, может быть, однажды мне бы удалось  «сделать» Толю на подъеме...