вИЫМСКСЖЙ Ю нЛЗЗСС С зкф

Сергей Богомолов (Саратов)

RedFox меня спас.

(Международная экспедиция на Манаслу (8163 м), весна 2005)

в рамках программы "14 восьмитысячников мира"

участники:

1.Juan Corro Tormo - Испания - рук.
2.Javier Garcia Garcia - Испания
3.Carlos Pardo Fonfria - Испания
4.Fernando R.Marfull - Испания
6.Гия Тортладзе - Грузия
7.Сергей Богомолов - Россия

Наше восхождение как всегда началось с трека, т.е. подхода к вершине, которой планировалась совсем не Манаслу. Я и Гия вместе с командой Ильинского хотели совершить восхождение с юга на Аннапурну. Но Эрванд Тихонович не смог преодолеть финансовые барьеры и пришлось в авральном порядке решать возникшую проблему. В целом сроки были упущены и команды в основном уже работали на маршрутах. Мы объединились с испанцами из города Кастелония во главе с Хуаном Корро.

Испанцы продукты привезли с собой, а мы все закупки делали в Катманду. Хотя, конечно, такие вещи, как сырокопчёная колбаса, у нас была. Кроме того, у меня было много спортивного питания от компаний "Ньювейс" и "Валетек СП".

Движение заключалось в следующем. Из Катманду автобусом до Бешишахара (760м), где кончается дорога, а дальше пешим ходом. Как всегда бывает, сначала идётся в охотку и с радостью. После нагрузки тело приятно ноет, наливается тонусом. Всё лишнее из тела выходит: шлаки, жиры. Питание в основном рис, хотя можно и другого. Но рис всасывает в себя соли. После чего суставы становятся гибкими, эластичными. В селении Бухунданда (1310м), отличном живописном месте на ярко выраженном плече, хорошо ухоженным, в центре растёт огромное дерево, которому больше 300 лет. Его ветвистые корни расходятся более чем на 2 метра в диаметре. Путь по этому ущелью, по настоянию Гии, мы выбрали в силу его красоты, хорошей тропы, хорошего ночлега и питания, но и - безопасности. В последние годы в разных частях Непала активизировались маоисты, представители политического течения.

Чем выше поднимались, тем беднее становилась земля. Лоджии (примитивные гостиницы) на нашем пути закончились, начались летовки (в смысле гостиницы ещё примитивнее). Огороды скудные, картошка только всходила. На одной делянке целое стадо белобородых обезьян воровали эту картошку. Увидев нас, попрятались в кустах. Лиственные деревья сменились хвойными. Много огромных цветущих рододендронов разных цветов и оттенков. Сказочные виды. Впереди, почти рядом, стали возвышаться большие заснеженные горы.

На пути у нас перевал Ларки(4900м). Вышли в 6.00 в хорошую погоду. Рюкзак с утра прилипает к телу и приятно массирует спину, особенно пояснично-крестовую область. Все боли в пояснице, тянущие боли в ноге, уходят в небытиё. Ну, чёрт, турецкий поход. Я думал короче. Потратили больше 11-ти часов. Но зато это был последний день трека, получилось всего 9 дней. Спустились в селение Самогоон, где встретились с нашими поварами, пришедшими другим ущельем. И сразу же они нам испортили настроение. Лучше бы не встречались. Все-таки нагрели нас маоисты, не нас конкретно, а наших поваров. Заплатили они им дань или как это назвать. Да в каком количестве заплатили, уму непостижимо! 52 тысячи рупий или 750 долларов США! Стоят, моргают.
- Почему вы так заплатили?
- Ну, они умножили длительность экспедиции на количество участников по пермиту и на ставку с человека
в день. Вот, дали квитанцию.
- Но нас только двое, чего молчали? Перед вами испанцы за себя заплатили.
Блин, с ума можно сойти, и от квитанции, и от их глупости.

Вечером, у очага, "схватились" в дискуссии о маоистах. Один из сирдаров (старший над шерпами) свалил всю вину за случившееся на нас с Гией. Мол, надо было идти трек вместе с поварами и контролировать ситуацию. И вообще это мировая тенденция, национально - освободительное движение и революционная справедливость. Естественно нас как кипятком ошпарили. Мы и не скрывали, что пошли другим ущельем по 2-м причинам. Первая, это более комфортное ущелье. Там хорошая тропа, много лоджий и хорошее питание. Путь на пару дней короче, хоть и приходится преодолевать 5-ти тысячный перевал Ларки, но всё равно не дрожать 2 дня на тропе при движении над пропастью. Второе - мы не хотели встречаться с маоистами и испытывать унижение. Горячий южный парень, Гия, даже прихватил с собой кухри (местный нож - секач). Я до сих пор не представляю, как бы мы им воспользовались, но всё было хорошо и спокойно.

Так вот, не только мы, но и испанцы в один голос затараторили, что это вообще не наши, туристов и альпинистов, проблемы. Мы оплатили все полагающиеся взносы: и за восхождение, и за треккинг, и за услуги фирмы. И были заверены в министерстве туризма, что ни каких проблем не будет, на что получили в придачу офицера связи, кстати, тоже не мало стоящего. И мы не хотим, чтобы нас на дороге встречали разбойники, как в старые времена, в виде маоистов или революционеров и брали с нас дань. Решайте революционную справедливость по - другому. В противном случае вся масса туристов просто покинет Непал, что уже сейчас видно не вооружённым глазом.

Наутро стали подниматься в базовый лагерь. В Самогооне свои условия для переноски грузов. Местные ни кому не дают нести груз в ВС. Это уже сложилось давно. Но цена возрастает в три раза. Перепад 1300м. Ночью внизу шёл дождь, а здесь наверху выпал снег. Тропу, по траве, скалам, всю занесло. И надо обладать высокой сноровкой, чтобы по такому крутяку, в кедах, по снегу, тащить 30 кг. Различия между мужчиной и женщиной, между взрослым и ребёнком, нет. Я думаю, что от этой монополии только плюс. Судя по прошлому году, когда катмандинские носильщики отказались пройти по морене до базового лагеря Аннапурны всего 1,5 часа, то здесь бы они точно поулетали.

Базовый лагерь поставили на плече, на снегу, на 4700м. Непонятно, что под нами: морена или ледник. Но вообщем - то безразницы, кругом снег. Торро жалуется, что плохой ВС, нет травки, ручейка. Но, - .
Первые два дня снегу только подсыпает. Это заставляет нас постоянно откапывать палатки. На третий день наступила нормальная погода, и это как раз совпало с нашим планом выхода для установки лагеря 1. Кастелонцы нас не поддерживают, ссылаясь на пару дней акклиматизации ещё в базовом лагере. Подзагрузились примерно по 25 кг, первый выход, он всему голова. Идущие обратно с заброски шерпы из японской экспедиции, удивлены отсутствием помощников и большой загрузкой "мемберов". Обогнавший нас баск, с лёгким рюкзачком, возвращаясь назад, предложил воспользоваться их палаткой. Это хороший тон. Но мы поставили свою, RedFox explorer.

За ночь снегу привалило, палатки практически под потолок засыпаны. Вчерашнее желание пройти вверх, протоптать, исчезло. Ничего не готовя из еды, стали спускаться вниз. На косой верёвке из- под ног уходит лавина. В середине пути накатывается облако и видимость пропадает. Всё сливается, ни в очках, ни без очков в упор не видно занесённую тропу. Вот где проявляется ценность расставленных вешек. Еле - еле просматриваем следующий флажок, а с направления не сбиваемся только из - за того, что шаркаем ногами по снегу и по плотности определяем тропу. Темп резко падает и вторую половину пути мы идём вдвое дольше.

В базовом лагере дела идут свом чередом. В 12.00 снизу пришли три тибетки, одна, хозяйка лоджии, где мы ночевали. Принесли товара для шерпов и унесут мусор. С ними заодно уходит наш офицер связи. Вот так, на шестой день. Хватило! Это происходит из года в год. По закону он должен быть в каждой экспедиции, и мы платим за него хорошие деньги. Но когда всё идёт своим чередом и он не мешает - это одна ситуация. Но здесь конкретный прокол. Сама идея, разводить местное население и пришельцев, терпит крах. Я думаю, что как институт, они себя изжили.

Два дня восстановления и мы снова в пути, второй выход. Задача поставить лагерь 2, но есть тайная надежда - сходить на вершину. Для этого есть определённые предпосылки. Нас идёт большая группа: немцы, которые на две недели раньше нас прибыли сюда, мы, шерпы японцев. К тому же немцы уже поставили свой второй лагерь и сейчас они хотят сделать лагерь 3 , а потом рывок на вершину. В разговоре с японскими шерпами выясняется, что пока мемберы не доходили до первого лагеря, но у них 40 баллонов кислорода на шестерых. Если это так, то даже для Эвереста это чудно выглядит. Можно назвать это одной из разновидностей высотного альпинизма, но здесь получается как в русской рулетке. Спросите Виктора Бобка, зачем он брал два редуктора с собой на восхождение по Северной стене Эвереста прошлый год.

Упреждая возможные последствия, ставим для себя так называемый Midl camp на 6300м. При этом вниз, но, уже транспортируя своего коллегу, идут упоминавшиеся шерпы. Пострадавший, шедший первым, сбился с направления и упал в трещину на 15 метров, сломал ключицу. Оказываем им посильную помощь, быстро растопив воды и насыпав туда спортивного напитка. Cо стороны кажется, что нам осталось 2 - 3 часа хода, но на самом деле затрачиваем все пять. Видим, что немецкая команда движется через ледопад и сераки в сторону лагеря 3. Но это движение крайне медленное и очевидно бесперспективное. Организуем место ночлега в лагере 2 рядом с уже стоящими палатками. Погода резко портится, температура падает, ветер усиливается, видимость пропадает. Возвратившиеся немцы расстроены, усталы, и озабочены. На полпути оставили в заброске снаряжение, но как я понимаю, их тяготит время и силы, потерянные в борьбе с горой. По телефону связался с домом. Они на даче, говорят, что для тебя посадили редиску, к приезду будет готова и всё о'кей. Блин, я просто верещу от такой ситуации. Я тут в соплях и дискомфорте, они в зелени и на Волге, поговорили как будто рядом и остались при своих интересах. Отрыва от дома, цивилизации не чувствуется, как раньше. Когда письмо туда - сюда шло полтора месяца

Сон получился отвратительный, что ещё раз подчёркивает, что альпинизм это терпёжка, терпёжка и ещё раз терпёжка. Начав спуск и отойдя метров на пятьдесят от палаток, Гия крикнул, что здесь фирн и надо надеть кошки, что впоследствии стало для нас хорошим делом. Дует сильный ветер, двигаться без маски невозможно. У нас всё идёт по плану, лагерь 2 поставили, что и требовалось. В этот же день пришли в базовый лагерь.

Надеялись отсидеться 2 - 3 дня. Интернет, но самое главное календарь Ламы предвещал самое лучшее. Но всё пошло прахом. 9 дней сплошного снега и ветра. Немецкая команда, исчерпав все сроки пребывания, ушла вниз. От неё только остался Фернандо, колумбиец, отличный, сильный парень. Плюс ещё баски. Все вместе мы та движущая сила, способная пробить дорогу на вершину.
После такой длительной отсидки движение всё-таки медленное. Кода пришли в первый лагерь, то у палаток были виды только макушки. Часа за полтора откопали, дуги восстановились, внутри всё сухо. Заночевали. К утру стала болеть голова, мучался, пока не выпил цитрамон. С утра день отличный, вверх идём большой силой в 20 человек. Ход хороший по времени и самочувствию. Ясно и жарко. В районе японской заброски, перед лагерем 2, начала мести метель. Оделся по полной программе: ветрозащитный костюм + маска + горнолыжные очки, при этом взял у шерпов несколько веревок + 6 снежных кольев. Уже в хорошую метель вышли к лагерю 2. И -, ужас, ни одной палатки не видно. Стоят баски, Фернандо, машут палками. Двое шерпов ковыряются лопатами. Но поля -, видимости, ни какой, снежный наст - жесткий. Баски говорят, что идут вниз.

Я разгрузился. Пытаюсь выяснить у шерпов, что они думают, и что собираются делать. Метель усиливается. В голове хаос. Хочется копать, искать, но не копается, видимости нет, и становится холодно. Все мотают вниз.
Как - то в голову сразу и не приходит, что всё снаряжение пропало. И палатка, и спальник, и пуховка, и пуховые штаны, и ледоруб, и каримат и всё остальное. О, чёрт, все флаги пропали. Что? Что предпринять? Спуститься в первый лагерь и заново подняться? А где взять силы? А, главное, что, на вершину, ночью, идти без пуховки? Эти мысли уже приходят потом, а сейчас только одна злость. Вот гора! Мало того, что не пустила на вершину, так ещё и снаряжение отняла. Такое у меня впервые.

Но постепенно метель достала, и все мысли стали вертеться вокруг неё. Как бы улучшить свой ход. Снега прибавило, следы замело. Тело стало охлаждаться. В конце концов, маска стала мешать, очки запотели, и я их снял. Но справа снежная крупа стала бить в глаза, опять надел, но ничего не видно. При переходе лавинно - опасного склона под сераками, что - то грохнуло. Я уже заканчивал переход и наметил в случае чего, куда бежать. Я шарахнулся влево по ходу метра на три. Но потом распознал, что это гром. Молнии сверкали совсем рядом. Мы находились в грозовом облаке. Нас постоянно посыпало снежной крупой размером с горох. Этого нам ещё не хватало.
Чувство неудовлетворённости я испытывал до глубокой ночи, ворочаясь с бока на бок. Девятидневный снег вкупе с ветром сделал своё дело. Засыпал палатки сверху и уплотнил снег так, что нужна целая поисковая бригада и ни на один день. Но на такой высоте это невозможно. К сожалению надо признать, что гора нас не приняла и нам пришлось отступить. Без снаряжения на вершину не пойдёшь. В общей сложности засыпано было 15 палаток со снаряжением, не считая километры веревки и десятки крючьев. Естественно я "пожаловался" на судьбу всем свом спонсорам. И я очень благодарен компании "RedFox"за их многолетнюю дружбу, поддержку и теплоту отношений. Наше сотрудничество продолжается около десятка лет. Я в полной мере удовлетворён качеством производимого ими, российского, снаряжения. В быстрые сроки снаряжение было восстановлено и я снова готов к "бою".