Альпинизм в России и СНГ

Михаил Даничкин. Дневник экспедиции. Часть 3

Смхаил Даничкин

Третий выход

Третий выход на гору был очень мотивирующим. В планах было достичь и установить третий лагерь (примерно на высоте 7300) и по возможности выйти на разведку выше, до высоты 7500. Но этим планам сбыться не удалось. После подъёма в первый лагерь пришлось пересиживать день из-за сильного ветра. Отдых при этом, относительный. Кажется и отдыхаешь, но сил уходит больше чем приходит, даже просто лежа в палатке. На следующий день немного стихло, но хорошей погодой это все же сложно было назвать. Переход во второй лагерь дался не легко. Зато площадка была готова еще с прошлого выхода. Так что с налаживанием быта было немного проще. Следующие два дня мы пытались пробиться до третьего лагеря, но груза было очень много и темп был слишком низкий. Турсун как-то сказал, что впервые таскает столько груза на 7000, и я с ним полностью соглашался :-) Погода по прежнему была средненькая. Работать можно, но постоянный ветер 20-30 км/ч с метелью, плюс мороз в 20-30 градусов, отнимает много сил зазря. Хотя по моим наблюдениям, такие условия можно считать хорошей погодой на этой горе. В итоге мы переночевали еще раз на 6950 и поднялись до 7150 откуда развернулись оставив заброску палатки, газа и еды. Похоже сказывалась накопленная усталость трех выходов на гору. Да и погода начала совсем портиться. Мы побоялись встрять на подходах к 3 лагерю. Времени было около 3 часов, а по перепаду нужно было еще 200 метров, как минимум, набрать. Переночевали во втором лагере и на следующий день в базу.

Трек в Пайю.

Уже на спуске в базовый лагерь, по настоятельной рекомендации Василия, я и Турсун решили спускаться еще ниже, до места Пайю (на 3400). Это вполне известная практика в высотных экспедициях, и мне хотелось испытать её. Спуск ниже на 1600 метров обещал качественное восстановление и избавление от накопленных болячек. В базовом лагере к нашей компании решил присоединиться Дмитрий Витальевич. Остальные посчитали это не эффективным и остались в лагере. Мы отправились следующим утром на наш эксперимент. С нами пошли также двое пакистанцев из лагеря, в качестве сопровождения. С собой мы взяли две палатки и небольшой запас еды и газа. В планах было спуститься до Пайю за пару дней! (трек наверх занял 7 дней) Затем встретиться с треком идущим в базовый лагерь на встречу нам, с друзьями из Казахстана. И обратно двигаться уже на их обеспечении, предварительно отдохнув пару дней на низкой высоте.

Вышли часов в 9 утра в приподнятом настроении и в предчувствии теплого насыщенного воздуха. Но реальность обернулась немного иначе. Первые плохие предчувствия у меня появились едва мы отошли от лагеря на 300 метров. Началась тропежка по колено. От старой тропы не было и следа. Я предложил вернуться в лагерь и взять снегоступы. Но все отмахнулись рукой, сказав что скоро выскочим на морену и дело пойдет лучше. Так оно и случилось. Следующие 5 километров особых трудностей не было. Но я резко почувствовал усталость. Семь дней на горе похоже исчерпали все внутренние запасы и мышцы стали как тряпка. На подходе к Конкордии количество снега стало резко увеличиваться, а тропы по прежнему не было. Через девять часов ходьбы с момента выхода из базы мы все еще не достигли стоянки на Конкордии (дневной пятичасовой переход по пути наверх). Мы отставали от запланированного графика в два-три раза. Тропежка стала адской, по пояс в рыхлом снегу. Опустился туман и мы совсем сбились с пути. Сил совсем не осталось. Я настоял на том чтобы вставать на ночевку. У меня сильно разболелся желудок от голода и истощения. Уже в темноте мы расчистили площадку под палатки на вершине одного из сераков и устроились на ночь. Я устал даже больше чем в любой из дней на горе. От боли в желудке пропал аппетит, и я до утра корчился от боли.

На следующее утро разъяснилось и мы смогли увидеть место стоянки и тропу сделанную военными. Они часто ходят в противоположную сторону от К2, так как там у них расположен пост на границе с Индией на 6-тысячном перевале. До этой тропы мы пробивались еще 3 часа. Хотя расстояние по прямой было не больше 500 метров. У меня сил почти не было и я тропил лишь малую часть.

Оказавшись на тропе я в бессилии плелся позади всех. Через 1-1,5 часа мы подошли к пластиковым иглу военной пакистанской базы "Конкордия". Сюда мы планировали прийти по меньшей мере вчера вечером, но как писалось выше, обстоятельства сложились иначе. Один из наших сопровождающих, Шахед, поспешил вперед чтобы предупредить их о нашем приходе. Пожалуй это был один из самых приятных моментов за всю экспедицию. Нас сразу напоили, хоть и немного странным синтетическим напитком. Затем мы зашли в иглу и начали плавно откисать под журчание керосинового примуса. Через пол часа нам принесли чапати с джемом и традиционный черный чай с молоком. Наелись мы от души и мой недуг на время отпустил поводья. После обеда нужно было двигаться дальше. За пол дня мы хотели добраться до следующей военной базы на стоянке "Горо2". Это тоже было частью плана, останавливаться рядом с военными, так как наши сопровождающие, Зульфи и Шахед, могли договорится о пополнении припасов или другой любой помощи с военными. Поставленный план мы выполнили. Но до места я снова пришел коленками назад и с жуткой болью в желудке. Турсун, который, по непонятным мне причинам, чувствовал себя хорошо (по крайней мере так выглядело), обогнал нас на час и побеспокоился об установке палаток. Я забрался в одну из них и скрючился на полу. Военные были очень дружелюбны. Они принесли нам воды, так что лед топить не пришлось. А чуть позже угостили пловом. После этого у нас состоялся разговор, за которым единогласно было решено что до Пайю нам такими темпами не добраться, а если и доберемся, то практически сразу придется возвращаться обратно, с идущими вверх товарищами. Решено было спуститься до Ордукаса (стоянка на 4050) до которого оставался один стандартный дневной переход (около 10 км). Там конечно не так низко и тепло как в Пайю, но стоянка уже на земле и это на 900 метров ниже базового лагеря. Тоже неплохо.

Утром к нам присоединился Садид, сын известного пакистанского альпиниста Али Садпара. Он помогал искать и протаптывать путь развлекая беседами об альпинизме в Пакистане. На стоянке в Ордукасе нас так же радушно встретили военные. Садид беспокоился о том чтобы у нас были пополнения еды. Так как с нами оставалось лишь несколько супчиков из пакета, 300 грамм мяса и немного овсяных хлопьев. Для восстановления, этой еды все же не хватало и я постоянно чувствовал слабость. Но то ради чего мы все это затеяли начинало действовать. Сон улучшился, дышать стало легче, начали заживать болячки и последствия легких обморожений, боль в горле и кашель полностью исчезли. Но слабость в мышцах еще оставалась. Получилось так что мы работали 10 дней без отдыха и на скудном питании (7 на горе и 3 в треке). Так мы пробыли там два полных дня, валяясь в палатке, и изредка выходя на короткие прогулки. На большее сил не было. Затем пришел трек.

Мы встретили наших друзей - Ильдара, Ахата, Аманера, а также несколько пакистанских знакомых, которые шли с нами в первом треке до базового лагеря. Как и планировалось мы отправились с ними в трек до базового лагеря. Питание сразу же улучшилось. Я ел как сумасшедший. В один из ужинов я съел около 7 тарелок макарон. Похоже это было углеводное истощение. Но силы быстро возвращались и по приходу в базовый лагерь я себя чувствовал отлично.

Хотелось бы подвести резюме по поводу всей этой затеи с отдыхом на низких высотах. Безусловно это стоит того! Но нужно думать и готовиться заранее. Скажем, если бы дело было летом и можно было бы сбежать с минимумом вещей, по хорошей тропе, с не загруженными рюкзаками, то это была бы просто идеальная история. Плюс конечно же нужно не забывать о питании. Организму нужен не только кислород но и качественная еда для восстановления (в некоторых случаях даже наоборот). По хорошему, нужно было заранее подготовить депозиты с едой и снаряжением на пути отступления, взять снегоступы и грамотных проводников, которые помогли бы отыскать более простой путь. и т.д., и т.п. У нас же получилось все спонтанно и необдуманно. В итоге трудозатраты оказались слишком велики и восстановление затянулось, стало менее эффективным. Тем не мене я не жалею о потраченных силах и времени. Для меня это был хороший опыт.