Северная стена пика Жанну (7710 м)
Peak of Terror
Mystery Peak

Никем не пройденная северная стена Жанну стала для русских альпинистов навязчивой идеей.
Пройти её собралась команда Одинцова.

Восхождение.

Часть 1. Ледопад.

15 сентября, 2003 Звонил Одинцов, сказал, что Мишу сняли вертолетом. Все в порядке. Вся операция по спасению состоялась благодаря огромному мастерству и мужеству русского летчика, командира экипажа вертолета Колесникова Виктора Ивановича. Угрозы для жизни Миши нет, он отправлен в госпиталь в Катманду в сопровождении Игоря Кулешова. Команда осталась вшестером, продолжают работу. Веревки провешены до 5400. Александр сообщил, что они не будут повторять тот путь, на котором пострадал Миша, а пойдут по более сложному в техническом отношении, но более безопасному пути, проложенному Першиным, Болотовым и Дэви. Экспедиция продолжается.

Иван Самойленко:

Cпустились Болотов и Дэви. Теперь у нас есть перила для спуска Миши..Если завтра не будет вертолета, занесем наверх бочку-акью и начнем спуск.. В 6 утра вертолетчики обещали позвонить перед вылетом. Идем спать.

6.00. Вертолет вылететь не может - комендантский час.. Наверное вылетит в 8.00. Попили чай, собираемся наверх. Будем спускать. Готовы. Позавтракали.

Вертолет вылетает через полчаса. Ожидание...

Запутанная информация. В 9.40 звонок командира вертолета, его зовут Колесников Виктор Иванович. Он вылетает из Катманду. Облегчение! Русский вертолетчик! Этот сможет!

Все крутят головами разглядывая небо и надвигающиеся облака.

Кто-нибудь начинает разговор на эту тему. Его сразу обрывают! Это - суеверное табу!

У нас светло и долина просматривается. Наверху периодически натягивает облачка и закрывает площадку. Маемся ожиданием. Появился вертолет! Прошел по ущелью вверх-вниз. Не видит их! Сел около нас. Игорь прыгает на борт! Край облака закрывает верхнюю площадку. Мы вытянулись в струнку. Не смог! ...Опять пошел вниз по ущелью. Теперь подкрадывается с другой стороны. Подошел близко! Кажется присел. Не видно за гребнем. Отваливает, и идет к нам.

Должен был взять! Не мог не взять!? Садится к нам!! Заскакиваю на борт, вместе с сопровождающими. Прошу Мишу: "Говори слова в камеру! Говори!" Он смущенно, бессильно улыбаясь, отворачивается! Меня гонят! Вертолет уходит! Мы переглядываемся. Гора с плеч! Только сейчас чувствую, какой силы пружина была сжата в каждом из нас. Спасать своего мужика! Вечером соберемся все и "расслабимся"! Должна выкристаллизоваться общая идея о продолжении!? восхождения

Иван Самойленко, 15 сентября, 12-53

СПАСИБО ВИКТОРУ И ВСЕМУ ЭКИПАЖУ ВЕРТОЛЕТА!!!

Участникам экспедиции: вас осталось меньше, но вы сможете! Мы с вами! Удачи!!!

13 сентября, 2003 Утром позвонил Одинцов, сообщил, что вчера 12 сентября в 17.00 (видимо по непальскому времени) на 5100 под ледовый обвал попал Миша Михайлов, есть переломы и ушибы. Его состояние ребята оценивают как стабильное. Нужно транспортировать его вниз.

В 6 утра (по московскому времени), когда звонил Саша, он сказал, что снять Мишу вертолетом не представляется возможным, и что Дэви с Болотовым пробивают путь спуска. Сейчас я получила письмо, в котором Самойленко пишет о том, что вертолет все-таки должен прилететь завтра, забрать ребят с 5100. Рядом с Михайловым по очереди находятся ребята, доктор собрал спец. аптеку, колют обезболивающее. И Одинцов, и Самойленко спокойны, но злы. Обещали звонить.

Передала Анна Столбова, 13 сентября, 15-16

12 сентября, 2003 Из дневника Вани Самойленко:

02 сентября. Катманду. Появилось свободное время. Катя организовала экскурсию с русскоговорящим гидом. Он учился в Харькове, инженер строитель. Держит лавку сувениров, подрабатывает гидом. Влюблен в свой город, много знает. Через три часа я не в состоянии воспринимать окружающее ни логически ни эмоционально. Слишком много и плотно.

Завтра утром встреча с Химандри и окончательное решение вопроса по вертолету. Он- начальник малой авиации.

Сидим на крыше ресторана. Красивый вид, ветерок, свежий кофе. Наш визави опаздывает по-восточному. Звонок ему на мобильник. Через пять минут - будет! Располагающая внешность. Действующий офицер, но имеет свой бизнес. Готов обслуживать туристов. Расказывает про свои посты и заслуги. Торгуемся о цене на восточный манер. Со вскакиванием из-за стола, выворачиванием карманов, звонками по телефону... Ударили по рукам. Завтра, в 6.00 вылетаем вдвоем и с нашими баулами на вертолете который доставит 250кг на 4000м.

03 сентября. В 5.30 в отеле, сервировали горячий завтрак. За нами пришла машина с чиновником, который протащит нас через кордоны. Длинющей шеренгой, извивающийся по тротуарам, навстречу машине идут солдатики.
Невысокого роста, в серой форме. Каски, бронежилеты, наколенники - черепашки нинзя. На всех ключевых перекрестках посты, с маленькими игрушечными броневичками.

Аэропорт местных авиалиний.

Несмотря на заваруху, в аэропорту много западных туристов.
Секьюрити контроль. Из моего кофра с фотоаппаратурой горстью достает пальчиковые батарейки. Разглядывает, советуется со старшим,-
Высыпает обратно. А могли бы остаться без питания для раций.
Следующий пост за ширмой - личный досмотр . Ощупывает меня, просит достать бумажник. Долго листает мятые банкноты сунув пальцы в бумажник. Хочет бакшиш? Наш сопровождающий, что-то сказав, резко ускоряет процесс.

Выходим на летное поле. "Полицейский" вертолет на лыжах. Вообще-то он для двух пассажиров, но сняв рычаги управления второго пилота, вместимость увеличили до трех. Как раз для наших баулов и нас. Летим в километре над землей, 90 км\час. Час двадцать - до Тапледжунга, куда наши добирались четыре дня и сегодня выходят ввверх с носильщиками.

Промежуточная посадка. Наблюдаем за обычными хитрушками вертолетчика. Он выгружает баки с горючим, облегчая машину, перед набором высоты. Оставил на 40 минут, хватит забросить нас и вернуться. Вокруг летного поля маячит охрана. Мы ждем "окна" в облаках, чтобы проскочить вверх по ущелью. Вытащили подушки от сидений, прилегли. Пилот инструктирует:
- В случае атаки маоистов,- быстро на борт и взлетаем!
В отличии от вас - туристов, я - офицер и меня точно убьют!
Когда мы приземлимся в Гунзе, быстро выгружаете рюкзаки, закрываете двери снаружи и я взлетаю. Двигатель выключать не буду, не ходите к хвосту!

Вчерашний ужин:
Саша говорил с женой по телефону. По российскому телевидению сообщили, что захвачен вертолет с заложниками. Из моего телефонного разговора с Одинцовым известно, что в Гунзе сожгли пост - маоисты! У меня сводит низ живота, минуты три ничего не могу проглотить. Такого животного страха я давно не испытывал! Но это - вчера. Сегодня я одет в красные революционные шаровары, красную футболку и красную бандану. Я готов говорить про непобедимый марксизм-ленинизм. Одна незадача - говорят ли они по- английски? Насколько я помню, маоизм - теория военного коммунизма. У всех все должно быть поровну. Т.е. их мотив - отнять и разделить. Распихал деньги по разным местам.

Пятнадцать минут полета, и мы в чьем -то огороде в Гунзе. Вертушка улетела. Мы окружены возбужденными, приветливыми лицами. Быстро выясняется, что мы - первые туристы после муссона. Для них это добрый знак: все же кто-то прийдет и удастся заработать деньжат. Маоистов нет!

Михаил Дэви:

Позавчера мы послали сообщение, что уходим всем спортивным составом кто на 2, кто на 5 дней, но жизнь вносит свои коррективы.

Некоторые (я, Одинцов и Першин опять ночуют в базовом лагере).
Вчера тройка Ручкин-Михайлов-Тотмянин повесила 16 веревок по льду и спустилась на ночевку в палатки, установленные Одинцовым и Першиным прямо под ледопадом, в то время как я с Лехой сделали грузовые ходки, подняв веревки и часть снаряжения как можно выше по перилам.

Однако ледопад оказался сложнее и запутаннее, чем представлялось вначале, в результате сегодня передовая тройка с примкнувшим к ним Болотовым поднялась с грузом к концу перил, прошла еще две веревки вверх и уперлась в многометровые непроходимые трещины. Единственным выходом оказалось спускаться к восьмой веревке и оттуда искать другой проход по ледопаду. Сегодня они ночуют на площадке посреди ледопада, а завтра снова начинают искать новый проход. Место там вполне безопасное, та часть ледопада довольно стабильная, лед покрыт слоем грязи и мелких камушков. В то время, как правая часть ледопада, похоже, недавно обвалилась до самой скалы, т.к. по фильму и рассказам Узбекской экспедиции был проход справа, а сейчас там голая скала, по которой каждые пять минут падает очередная порция льда. Завтра я попробую подняться по противоположному склону долины повыше и оттуда по рации буду корректировать движение первого.
В базовом лагере все хорошо, доктор Бакин сегодня по спутниковому телефону давал интервью для телевидения, Игорь спустился в Гунзу за свежим мясом.
Все передают привет своим родным и близким а также всем тем, кто за нас болеет.

Пока,
Михаил Дэви, 11 сентября, 19-23

11 сентября, 2003 Только что позвонил Саша Одинцов, сказал, что им не удалось выйти сегодня на 5400. Вернулись в базовый лагерь. Ледовая часть в очень плохом состоянии. Завтра постараются её проскочить. Говорит, что в базовом лагере плохая погода, каждый день дождь. Выше стена вся белая от снега. Голос уставший, говорит: LПрорвемся¦. Всем передает привет.
Анна Столбова, 10 сентября, 17-49

Адександр Одинцов:

9 сентября. Здравствуйте дорогие наши друзья, родные, переживающие за нас. У нас все в порядке. 7 сентября добрались до базового лагеря несмотря на маоистов, гражданские войны, нелетающие вертолеты. Страшнее маоистов оказались "ДЗЮКИ". Это тварь вроде пиявки. Присасывается незаметно, сосет как пожарный гидрант, раздувается до размеров теннисного шарика и, отвалившись, оставляет после себя ранку, кровь из которой течет и не сворачивается при этом. Тропа в джунглях промаркирована нашей кровью.

Однако мы прорвались и экспедиция "Panasonic - Северная стена Жанну", хотя и с некоторой задержкой, достигла базового лагеря. Вчера разбирали вещи, снаряжение. Сегодня стартуем с расчетом добраться до лагеря 5400.

Тройка Ручкин-Тотмянин-Михайлов вышли из базлага в 6.30. В 8.30 - были под ледопадом. Остальные выходят в 9.30 чтобы не торчать всей командой под нависающими ледяными глыбами. Веревки с ледопада мы снимем. Этот участок маршрута не самый безопасный.

Завтра тройка Болотов-Дэви-Першин планируют провесить пусть более крутой и сложный, но зато менее опасный путь в обход ледопада по скалам.

Четверка - же Ручкин- Михайлов-Тотмянин-Одинцов двинется вверх под стену. Пожелайте нам удачи!

Одинцов, 10 сентября, 17-35

10 сентября, 2003 Ручкин из базового лагеря:

Привет друзья, 8 сентября, после 7 -ми часового перехода из Гунзы , мы добрались до нашего БазЛага под Жанну-4500 метров. Она как мираж, проявляется через туман , тучи и снова исчезает. Погода нас не балует, после обеда начинает поливать дождь.
9.09.,сегодня прошло освящение лагеря. непальцами развешены флажки с молитвами, зажжен священный огонь и окурен лагерь. Разбросан освященный рис и съедены освященные фрукты.

Нами развешены не менее священные флаги спонсоров, которые развевает ветер. Ветер теперь читает молитвы, которые постоянно возносятся к небу и Богу. Нам нужна погода, удача........
Весь день готовились к завтрашнему выходу на гору. Разбирали и подгоняли снаряжение.
10.09 я с Михайловым планируем обработать ледопад, выйти на плато-5400 метров. Вся команда делает грузовую ходку, заносит снаряжение и организует лагерь на плато. В дальнейшем по погоде, и состоянию маршрута.
Пожелайте удачи и погоды.
Ручкин, 9 сентября, 19-29

главная страница экспедиции

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

Можно использовать любые материалы сайта с указанием имени автора и переводчика (если это перевод) Если перевод сделан специально для Russianclimb, при перепечатке он должен иметь ссылку на наш сайт. Обязательным условием является указание активной ссылки на используемый материал непосредственно под цитируемым текстом