В середине марта исполнится 60 лет с момента несостоявшейся Китайско-Советской Гималайской экспедиции на Джомолунгму-Эверест 1959 года.

В связи с этим публикуем главу "Непредвиденные обстоятельства"

из книги Константина Клецко ""Мгновения, принесённые с вершин"

Константин Клецко.

Несостоявшаяся экспедиция на Эверест 1959-60 г. Часть 2

26 августа вышли во второй акклиматизационный поход. Жаль, что не было ещё у нас тогда станковых рюкзаков, куда можно было бы загрузить ящики целиком, не разбирая их. У кого была в рюкзаке палатка, банки нести было  удобней. На перевал Профсоюзов и за него, по осыпям уже была пробита отриконенными  ботинками настоящая тропа. На перевал поднялись без проблем.

Переночевали и двинулись дальше. Огромные ледовые сераки ледника Саук-Дара стояли перед нами такой же грозной стеной, как  и в первом выходе. Найдя на одном из возвышений первый тур, смотрим вверх по леднику и видим второй. Подходим к нему и видим третий. И так весь путь до средней части ледника. Как и в первый раз, часть туров упала, и приходилось немного поплутать, но в таких условиях это обычные издержки.  Кальгоспоров за прошедшую неделю меньше не стало. Вот наконец и место нашей бывшей ночёвки. Сегодня «здоровья» у нас хватает.  Мы аккуратно срубаем шишковатый лёд, устилаем место гладкими плитками и устанавливаем палатки. Эту ночь спим в «комфортных» условиях. Завтрашний путь по леднику вверх из наших ещё никто не ходил.

Утром вперёд вышли все командиры – Абалаков, Кузьмин и Кизель. Ледник  ровный, кальгоспоры резко помельчали, а выше исчезли совсем. Под ногами появился фирн и чем мы были выше, тем снега становилось больше. На одной из остановок на кратковременный отдых, Кизель, не снимая рюкзака, решил отойти в сторону, чтобы сфотографировать всю нашу многочисленную группу, сидящую в одном месте на своих рюкзаках, на фоне белоголовых вершин. Сделав несколько шагов, он вдруг как бы оступился и завалился на бок. Спокойным голосом попросил у нас помощи, но чтобы к нему подошли со страховкой. Связанная веревкой, шла только первая двойка. Она  быстро подошла к Кизелю и помогла ему подняться на ноги. Когда заглянули в ту дыру, которая осталась на снегу, то ужаснулись. На абсолютно ровной части ледника в чёрную бездну уходила, расширяясь книзу, бездонная ледовая трещина. Кизель провалился в неё одной ногой, завалился на бок, а его рюкзак зацепился за другую сторону. Только поэтому он не улетел в эту бездну. Всё дальнейшее движение группы по закрытому снегом леднику, проходило только в связках по четыре человека, на всю длину верёвки. В верхней части ледника, на высоте примерно 5400 метров нашли удобное место и установили очередной промежуточный лагерь.

Расположились почти напротив юго-восточной ледово-снежной «стены» пика Ленина. Прямо перед нами и немного вдалеке сияло снегами седло перевала Крыленко, цель нашего завтрашнего перехода. Очень правильно был выбран темп движения отряда. Китайские альпинисты чувствовали себя вполне прилично, а для нас это было главной задачей на данный момент и с ней пока мы успешно справлялись. Не следующий день подход под перевал и выход на него особых трудностей не представил и к 3 часа дня мы все были на его седловине. Высота 5850.

Сразу появился ветер, и стало гораздо холоднее. Место для бивуака на перевале оказалось не очень удобным. Компактно проставить все палатки не удалось, и пришлось растягивать лагерь по седловине перевала. Ветер дул постоянно и всю ночь трепал наши платки. Утром все принесённые продукты сложили в палатку «Здарского». Вниз всё мягкое в картонной, тряпочной и бумажной упаковке, а сверху заложили металлическими консервными банками, чтобы галки и вороны не могли распотрошить нашу заброску.

Подаётся команда «Вниз !». И мы, с сильно облегчёнными рюкзаками, также колонной в связках по отделениям, двинулись к «дому». К вечеру были около начала сераков. Так называемый лагерь Саук-Дара. На следующий день по знакомому и набитому, как тропа пути, не спеша вернулись в базовый лагерь. Дальше была, как обычно, «баня», отдых и подготовка к основному восхождению этого сбора, на вершину пика Ленина.

Сегодня 3 сентября. С момента приезда в Караджилгу прошло уже 20 дней. Наши китайцы чувствуют себя вполне прилично, получив перед восхождением достаточную акклиматизацию. Неважно себя чувствуют только те, кто приехал почти на неделю позже. Они сформировали второй отряд.

Выходим не рано. До перевала Профсоюзов не так далеко. По плану там будет первая ночёвка. До свидания базовый лагерь. Очень не уютный, серый, без единой травинки. Оставляющий впечатление инопланетной безжизненной местности. Но зато без организации каравана и очень удобным для хорошей акклиматизации, постепенным подъёмом к вершине. Командиры не форсируют движение, помня о том, что на вершине должны быть все. Удивительно только то, что погода нам почти постоянно благоприятствует. Не плутаем в тумане, не мокнем под дождём и снегом и не очень страдаем от солнца, так как часто его закрывает высокая облачность. Переночевав, утром быстро «скатились» с перевала на ледник Саук-Дара. Немного поплутали среди сераков, так как часть наших туров за прошедшие два дня упали. Выйдя на заснеженный ледник, связались. Вспомнилась та жуткая дыра в леднике. На 5400 вытоптанные места для палаток сохранились, и мы расположились на своих старых площадках.

Сегодня на этой высоте жарковато. Завтра ранний выход, так как следующий бивуак будет нe на перевале, а на втором взлёте гребня, ведущего к вершине, на высоте  6250 метров. Команда «Подъём!» прозвучала утром ещё до рассвета. Пока оделись, пока поели, пока собрали палатки, рассвело. Сегодня уже 5 сентября. Ёжимся от холода, ожидаем выхода на следы впереди идущих. Идём в связках по отделениям. На перевал вышли к середине дня. По заранее составленным спискам быстро разобрали заброску. Оставили только часть продуктов и бензин для II-го отряда, образованного из позже приехавшей части китайских альпинистов. Нашему отделению выпало идти первыми  начало первого взлёта гребня. Снег оказался довольно плотным, и приходилось не вытаптывать ступени в снегу, а выбивать их. Все по очереди поработали на славу. Верхнюю часть первого и весь второй взлёт пробивали ступени другие отделения.

К 17 часам  первый отряд был на высоте 6250. В середине нашлось очень удобное и ровное место для установки палаток.  На выровненных и утрамбованных площадках быстро вырос многоголосый палаточный лагерь. В палатках зашумели примусы, готовя обедо-ужин и горячее питьё. Погода на Памире в этом году вела себя довольно странно. Впечатление было такое, что будто бы на Памир пришло русское «бабье лето». Было необычно тихо, солнечно и прохладно.

За время проведения акклиматизационных выходов и забросок продуктов мы подружились с одним отделением, в составе которого были Володя Буянов и два китайца Пен-Шули и Ши-Цзинь. С ними в палатке был начальник спортивной части нашего сбора Кирилл Константинович Кузьмин. На всех бивуаках свои палатки мы старались ставить всегда рядом. Во время выходов большая часть обедо-ужинов у нас были совместными. Китайцы наших отделений были довольно смекалистыми ребятами и понимали нас с полуслова, так же, как и мы их. В отделении Буянова был китайский переводчик Пен-Шули. Он неплохо говорил по-русски. По его влиянию на китайских альпинистов очень было похоже, что он являлся сотрудником госбезопасности Китая. Но это не мешало нашей общей дружбе.

Ночь прошла тихо и спокойно. Подъём в этот раз был ранним. Предстояло пройти довольно длинный, но технически совершенно простой снежный гребень и подняться на полкилометра с небольшим, до высоты 6800. Снежные условия передвижения по гребню оказались такими же, как и от перевала Крыленко. Рыхлого снега почти не было, и физически двигаться вверх в таких условиях было не трудно. Ветер  дул умеренно, светило солнце, но холод уже немного пробирал.

Голова колонны I-го отряда вышла на 6800 примерно к 16 часам, а за следующий час подтянулись и все остальные. Место для организации бивуака было такое же, как и предыдущее. Как всегда, быстро и оперативно поставили свою платку, приготовили еду и питьё, поели и начали укладываться спать. К нашей палатке подошли Кирилл Кузьмин с Пен-Шули и предложили нам завтра присоединиться к их палатке и сходить, после подъёма на пик Ленина, на соседнюю, ещё никем не покорённую вершину, высотой 6852 метра. Мы все, конечно, с большим восторгом приняли это предложение. Для нас, правда, это было неожиданным, так как до этого момента никаких разговоров по поводу ещё одной вершины не было. Может быть Кирилл Константинович и вынашивал в себе эту идею, но мы узнали о ней только сейчас. Реакцией на предложение у нас явилась излишняя активность. Быстро пересчитали все продуктовые и бензиновые запасы. Всем всего хватало и даже на сутки получалось  «НЗ». Ура! Мы идём через вершину пика Ленина дальше, на следующий пик.

Утро 7 сентября было таким же, как и предыдущие дни. Памирское «бабье лето» продолжало удивлять. Весь отряд, связавшись по отделениям, уже был на ногах и готов был идти к вершине. Нам предстояло ещё собрать свои палатки и упаковать рюкзаки. По команде, отряд постепенно вытянулся в длинную цепочку и медленно стал продвигаться к вершине. Надев рюкзаки на плечи, двинулись вверх и мы. Нас восемь. Настроение у всех приподнятое. Так и хочется побыстрее рвануть к вершине. Минут через 40 мы догнали замыкающих нашего, ушедшего вперёд отряда. Свобода манёвра, на этом широком с плотным жёстким снегом гребне, давала нашей группе свободно обходить медленно идущие к вершине связки. Связка разведки, шедшая впереди, повесила на последнем и самом крутом вершинном взлёте так называемой «запятой» две основные верёвки. Они очень существенно помогали преодолеть последние метры выхода на вершину. Мы поднялись к вершинному туру в 14-00, где-то в середине отряда. Здесь около тура уже был «муравейник». Одни подбадривали ещё поднимавшихся, другие прилаживались сфотографироваться, третьи просто сидели на мелкой вершинной осыпи рядом с туром и отдыхали.

Сфотографировавшись, наша группа, оставив отряд дожидаться подъёма отставших, двинулась через вершину дальше по гребню, который представлял из себя огромное снежно-скальное плато, уходящее вперёд с небольшим наклоном в право по ходу. Мы шли по его левому краю и поглядывали влево вниз, чтобы не прозевать гребень, уходящий в сторону ещё ни кем не покорённой вершины высотой 6852 метра. Трудность прохождения плато заключалась в том, что оно всё состояло из довольно жёстких застругов. То приходилось высоко задирать ноги, чтобы встать на верхний край, то вдруг заструг ломался, и ты проваливался по колено в совершенно рыхлую снежную крупу.

Наконец, показался гребень, а в конце его внизу была видна та вершина, куда мы должны были подняться. Гребень технически такой же несложный, как и подъём на пик Ленина. На всём протяжении спуска к перемычке продолжались те же самые заструги, что и на верхнем плато, так что один шаг -  выпрямились, один – провалились. Правда, на спуске это воспринималось легче. В 17-30 в удобном месте, немного не дойдя до
перемычки, встали на ночёвку. К сумеркам поднялся небольшой ветер и трепал наши палатки почти до рассвета. Пришлось вставать опять с рассветом, так как после этой новой вершины нужно было вернуться обратно на пик Ленина, после чего попытаться догнать отряд, уже спускающийся с вершины.

Утром вершина 6852 показалась совсем рядом. На неё вёл точно такой же гребень, что мы вчера прошли на спуске. Всё лишнее оставляем в палатках и идём налегке. На пути те же заструги, но мы без рюкзаков…

Пик 6852 округлая снежная вершина с выходами осыпных скал. На самой высокой скальной осыпи сооружаем тур и вкладываем записку. Вершину называем «Москва-Пекин». Володя Буянов фотографирует нас с флагами СССР и КНР. На вершине не задерживаемся. У нас ещё впереди для спуска в базовый лагерь очень длинный переход через вершину пика Ленина. Довольно быстро возвращаемся к своим палаткам, слегка перекусываем, складываем их, упаковываем рюкзаки и снова в гору. По спусковым следам идти вверх оказалось труднее. Бьём новые, рядом со спусковыми. Так подниматься оказывается легче. В старых спусковых следах много крупяной снежной каши и на ней трудно сохранять равновесие, тем более с рюкзаками.

Не останавливаясь у тура пика Ленина, по «запятой» спускаемся по оставленной для II-го отряда основной верёвке. Около 18-00 пришли на 6800, там уже стояла часть палаток II-го отряда, а часть ещё устанавливали. Хорошо, что не нужно было готовить площадки для палаток, так как они были сделаны I-м отрядом. Самочувствие китайских альпинистов было плохим. Сказывалась недостаточная акклиматизация. При встрече первого и второго отрядов, самых слабых китайских альпинистов II-го отряда передали первому, спускающемуся вниз, а остальные пошли на 6800. Утром большинство китайцев второго отряда вылезли из своих палаток, но идти вверх уже не могли. Всем была дана команда, снимать палатки и двигаться вниз. Большая часть китайцев просто сидела на снегу, а снимали палатки, складывали их и собирали рюкзаки наши тренеры.

С большой задержкой, но все же отряд, наконец,  двинулся на спуск. Проконтролировав общий уход с ночёвки 6800, Кирилл Константинович решил подстраховать спуск отряда, и наша группа продолжила спуск последней. В районе перевала Крыленко китайская часть отряда, придя в себя, немного повеселела. Ну а русская часть была «чернее тучи». Им пришлось уходить вниз, не побывав на вершине. Все заночевали на 5400.

С рассветом 10 сентября наша группа вышла вниз раньше II-го отряда и к обеду мы были в базовом лагере. II-й отряд пришёл в лагерь ближе к ужину.

На этом наша восхитительно-восходительная часть учебно-тренировочного отборочного сбора закончилась. Часть базового лагеря уже была свёрнута, и первые грузовики начали вывозить из Караджинги людей и грузы. Погода продолжала оставаться хорошей, и только ручейки с небольшими заводями прокрывались утром ледяной корочкой.

Петра Буданова, Николая Шалаева и меня вновь ждали хозяйственные работы по закрытию экспедиции. Шалаев остался заканчивать эвакуацию базового лагеря, а нас с Будановым Арик Поляков почти сразу отправил в город Ош для приёма грузов и людей. Ещё неделю после окончания экспедиции мы провели в Оше. Приняли экспедиционные грузы, всё просушили, загрузили в контейнеры и отправили в Москву. Ликвидировали оставшиеся продукты питания по бросовым ценам, большую часть которых безвозмездно передали различным организациям, помогавшим нам в успешном проведении этого сбора. Приёмом и отправкой людей занимался Ошский Спорткомитет.

По итогам Памирского сбора, проведённого с южной стороны пика Ленина в урочище Караджилга и высотным результатом чемпионата СССР по альпинизму 1958 года была сформирована сборная команда СССР для участия в Китайско - Советской Гималайской экспедиции 1959 года, с целью восхождения со стороны Тибета на высшую точку планеты Джомолунгму 8882 метра (Эверест) (такая высота указана в авторском тексте - Е.Л.)

№ п/п

1931

Мехнат

Участник

(Спортивные звания участников указаны на момент отлёта в Китай).