Юбилейная экспедиция "Эверест - 2003"

27 апреля, 2003 Андрей Ершов:

Заканчиваются дни отдыха и восстановления в базовом лагере после второго высотного выхода. Марина Ершова и Толя Мошников подлечили свои "болячки", Том Мастерсон набрался сил и теперь команда в полном составе собирается продолжить тяжелую работу по установке высотных лагерей. Основная задача третьего выхода - установка второго лагеря на 7800 и заброска туда необходимых продуктов, газа и снаряжения. Понятно, что без помощи высотных шерпов сделать все это будет достаточно трудно. Если получится, то команда попытается поработать и выше в сторону будущего третьего лагеря на 8300. Будем надеяться, что другие экспедиции не сидели сложа руки и провесили перила до лагеря 2.
Вчера четверка бойцов - Коля Тотмянин, Володя Гайдамак, Володя Белоус и Андрей Дульский - отправилась в АВС. А сегодня - завтра туда будут подниматься и остальные, включая экспедиционного повара и нашего замечательного доктора Диму Прютца.
Сейчас в Непал вылетели участники треккинговой группы, которые после путешествия по Тибету должны посетить базовый лагерь нашей экспедиции. Они везут подарки и приветы от друзей и родственников, а также колбасу и сало, которые были украдены якменами во время установки АВС.

25 апреля, 2003 Владимир Белоус (сообщение от 23 апреля):

Привет всем!
Сегодня выгребли с ABC со 2-ого выхода. После трехдневного отдыха вышли из BC в ABC за один день - по расстоянию это 20 км и перепад высоты 1200 м, нагрузка достаточно большая с учетом высоты. На следующий день должны были стартовать с утра на Сев. седло, но разыгралась сильная метель и нам пришлось день провести в ABC в ожидании погоды.
Через день (21 апреля) выходим по нормальной погоде в 1 лагерь, загружаемся по полной, несем все для установки 2 лагеря (7800) - еду, газ, связочные веревки, крючья, 2 палатки, горелки, рации, и прочее - получились довольно тяжелые рюкзаки. Я начал закидывать наверх теплые вещи. К сожалению, на второй выход я забыл антенну для сателлита, и поэтому все 5 дней был не на связи, попытки занять антенну у других экспедиций не получились. Короче, поднялись на 7060 с трудом, все-таки есть большая разница, когда команда работает без шерпов, рюкзак весом 18 и выше на этой высоте просто придавливает к земле. К своему удивлению на верху обнаружил на пуховых штанах чип из магазина, еще не придумал как его откарябать, ведь это тоже вес.
Самый большой сюрприз ожидал на седле (вернее, мы это увидели, не доходя до седла метров 800): наша палатка, которая была поставлена на предыдущем выходе, в клочья разорвана и сброшена вниз на сторону подъема, что хорошо, так как внутри ее лежала еще одна палатка, связочная веревка, лопата, крючья. Все это нам удалось собрать, лишились мы только палатки (она восстановлению не подлежит). Поднявшись наверх мы по новой, но уже с тройной крепостью установили две палатки.
На следующий день мы пошли наверх, но без цели дойти до лагеря 2 (7800), так как мы лишились одной палатки, которую планировали поставить на 7800, а подняться до конца снега (7500) и оставить там одну палатку. Кроме этого, после нашего первого выхода объединенные шерпы китайцев (китайская кино экспедиция - их человек 200) и американцев (экспедиция Рассела Брайса) повесили вторую нитку перил до седла и все. Мы рассчитывали, что наш почин достойно поддержат и начнут восстанавливать перила от 7060 до 7800, но не тут то было. Мы же размотали всю свою веревку и могли либо только помочь при работе, либо только воспользоваться перилами, поскольку имели на это моральное право - нас всего 6 человек, работающих впереди, у китайцев 20 шерпаков, у Рассела 16 шерпаков, у остальных экспедиций примерно по 5 - всего около 60, такие дела, поэтому соперничать с такой машиной невозможно.
Зато мы можем похвастаться, что до 7500 дошли только мы и видели там еще 2 шерпаков, новых веревок не было. Склон достаточно суров, снега мало, в основном, фирн, приближающийся ко льду, вверх идти можно, но на спуск желательны перила, так как лететь есть еще как.
До 7500 дошли Тотмянин и Гайдамак, мы остальные поменьше поскольку полезного груза мы не имели, а основная задача - не потратить силы раньше времени (дошли до 7200-7300). На этой высоте я почувствовал космический холод, был небольшой ветерок и лицо просто обжигало, несмотря на горнолыжные очки и бандану на лице, по интернетовским данным на этой высоте температура около 25 мороза.
Затем вернулись на седло, и я с Мариной и Олегом к вечеру сбросились в ABC. Остальные остались еще на ночь, здесь уже каждый решал сам за себя. Моя тактика - потратить минимум сил до штурма, потому как все это шелуха, решать будут одни сутки. Сейчас говорить рано, момент истины будет между 5-20 мая.
По приходу в АВС (второй раз) у нас произошло разделение на 2 группы: первая - Мошников, Тотмянин, Гайдамак, вторая - я, Андрей, Олег Наседкин, Марина. Том Мастерсон пока болеет. Все участники пока в норме, особых проблем не выявилось.
Вообще, у других команд хватает проблем. У москвичей один уже свалил вниз (тяжело заболел - кровоизлияние в глаз от перегруза), у эстонцев участник в районе ABC провалился в трещину на 6 с лишним метров и поломал позвоночник - вытащили и отправили вниз, у корейцев у участника парализовало половина тела (из-за нарушения головного кровообращения) - наш доктор говорит, что у этого корейца нет шансов. Такие вот сводки медицинские, как прифронтовые.
Мы по приходу в BC начали релаксацию путем поедания мяса, профилактических ингаляций на специальном чудо приборе и прочее.
Пока все, что придумаю - напишу отдельно, фотки постараюсь отправить через друга из Колорадо.
Володя, 23.04.03

24 апреля, 2003

Лагерь 1 на Северном седле, 7010 м

Вид на Эверест и маршрут с Северного седла

Марина Ершова:

Путь с Северного седла к 7500

Звоню из базового лагеря - вчера мы все спустились на отдых после второго выхода. Большинство наших участников чувствует себя хорошо, похуже самочувствие у меня, Олега и Толи. Но несколько дней отдыха и наш доктор должны привести нас в норму. Доктор, похоже, очень вписался в местный пейзаж и за время нашего отсутствия научил нашего непальского повара готовить щи!
Краткая хроника нашего второго выхода выглядит так: 18 апреля мы с Олегом пошли в АВС и добрались туда с одной ночевкой в промежуточном лагере, остальные стартовали 19-ого и за день пришли в АВС. 20 апреля провели в АВС - пережидали непогоду. 21 апреля все поднялись на Северное седло и переночевали в лагере 1. Наша палатка там была сорвана то ли ветром, то ли шерпами - пришлось восстанавливать. 22 апреля все поднялись на 7500-7800 м - ни перил, ни каких-то лагерей там пока никто не установил. Мошников, Тотмянин и Гайдамак решили провести вторую ночь на Северном седле, а остальные спустились в АВС. На спуске встретили толпу поднимающихся шерпов - будем надеяться, что они провесят веревки до 7800. А 23 апреля все пришли в ВС. На спуске очень здорово чувствуется как с каждым теряемым метром высоты становится все теплее и теплее. Но это для нас после Северного седла и АВС, а вот доктор жалуется на холодрыгу в базовом лагере.