Юбилейная экспедиция "Эверест - 2003"

15 мая, 2003 Владимир Белоус:

У нас все нормально. Спустились вниз, все целые, но и без особых успехов - прорваться к вершине не удалось. Это был 4-ый выход, сил потрачено уже очень много, и для большинства это психологически хороший удар - гора при ее капризах с погодой кажется неприступной.
Напротив нас живут англичане (Королевская морская пехота), они получают какой-то крутой метеопрогноз из Швейцарии на ближайшие 5 дней и по прогнозам до конца недели ветер на 7000 метрах растет от 30 до 60 м/с стемпературой -15 -20 (но температура при ветре 110-200 км/час вырастает в несколько раз со знаком минус). Так что прогнозы не утешительные, хотя мы не унываем и надеемся, что это закончится и мы поймаем окошко хотя бы в 3 дня (это необходимый минимум для броска к вершине).
Местный авторитет Рассел Брайс - он организует уже около 10 лет коммерческие экспедиции на Эверест - не исключает, что в этом году никто не зайдет. Но это, конечно, не факт - время покажет. Да, то, что уже не изменишь, это та грандиозная красота, когда ночью уже
выходишь из палатки столовой и над тобой на фоне луны и звездного неба возвышается Эверест, то понимаешь что даже только ради этого здесь можно колбаситься целых 2 месяца и поездка была совершенно не зря, т.е. она
состоялась вне зависимости от результата, поскольку это точно не спорт.

13 мая, 2003 Владимир Белоус:

Привет всем!
11 мая мы с Андреем спустились в BC. Надежды, что четвертый выход будет последним, рухнули вчера со шквальным ветром на гребне 7800, но обо всем пo порядку.
В майские праздники мы, как полагается, отдыхали: спустились 30 апреля после третьего выхода, тусанулись два дня в BC, потом уехали в ближайшую деревню - Ташидзонг на 4300 м (в предыдущем письме я ошибся в названии) на пару дней для релаксации. В основном, внизу отъедались свежим мясом (бараниной) и дышали воздухом. Все это время над Эверестом и в окрестностях бушевал сильный ветер, даже в нашей деревушке периодически бушевала песчаная буря. К пятому мая вернулись назад в базлаг и увидели кучу перевернутых стационарных палаток и даже пару деревянных китайских вагончиков - ветер был просто ураганный. Когда мы проезжали монастырь Ронгбук (около 6 км до базлага), наш джип остановился на минуту - подул боковой ветер и машину чуть не перевернуло.
7 мая мы выдвинулись в передовой базлаг на 6400 с надеждой, что 12-13 числа погода установится. Наверх ушли все кроме Марины и Олега - они задержались в Ташидзонге еще на пару дней. Поднялись, как обычно, за 5-6 часов в хорошем темпе, только всю дорогу дул очень холодный ветер. Ночь в АВС для меня прошла очень тяжело (видимо, при переходе надышался холодным воздухом) - всю ночь кашлял и не спал совсем. Надо заметить, что здешний высотный воздух очень сухой, и кашляют, кто чаще, кто реже практически все.
На следующий день 8 мая не было погоды и все решили провести день отдыха в ABC. Я целый день проводил ингаляции над горелкой в палатке, активно восстанавливая здоровье, к вечеру прогресс был налицо и, для закрепления успеха, под вечер взял баллон кислорода и подышал в палатке один час на пол-литра в минуту и, как результат, следующая ночь прошла спокойно.
9 мая двинулись на Северное седло. Я начал готовиться к восхождению любым вариантом и потащил на Седло пару баллонов кислорода, маску и редуктор. На Седле из 35 палаток целых осталось примерно 6-7, наши две, к сожалению, тоже пострадали - порвало тент верхний на обоих и на одной сломало каркас, но все, что лежало внутри, осталось целым, тогда как у многих экспедиций посбрасывало вниз кучу вещей (например, у москвичей сгинуло вместе с палатками 11 спальников не считая мелочей).
10 мая мы двинулись наверх в лагерь 2 (около 7800), где в прошлый выход Тотмянин установил палатку (а мы с Андреем ночевали в пурге на 7500). Выдвинулись вшестером, в полном составе (кроме Марины и Олега), включая и Тома. Как только вышли из-за Седла на ребро, начался ветер постепенно набирающий силу и, когда мы с Андреем дошли до нашей заброски на 7500, мы уже были порядком замерзшие и уставшие. Первым делом распаковали заброску, достали пуховки и залезли наверх в скалы метров на 10 вверх, чтобы как-то спрятаться от ветра. Спустя немного внизу показался Том, который что-то прокричал про палатки и исчез (мы подумали, что повалил вниз), остальные участники тоже исчезли хотя поднимались за нами с небольшим отрывом.
Прождав около часа, мы с Андреем решили, что из-за ветра и холода наши участники повалили вниз, что нас подвигало к тому же, поскольку замерзать мы стали реально, притом, что одет на нас был максимально теплый штурмовой комплект (весь пух, маска, очки, огромные пуховые рукавицы и прочее). В последний момент решили, что попробуем поднять очередную заброску с жизнеобеспечением выше по скалам метров на 100-200 по высоте. И в этот момент снизу появился Тотмянин, который медленно и уверено лез вверх - ночь он спал в ABC и, соответственно, догонял нас с 6400.
Когда мы доползли до 7800, до разорванной в клочья нашей палатки, я передвигался уже на автомате, а последние 50 метров - просто через 5-10 шагов ложился на скалы и приходил в себя через пару минут, причем, когда падал, думал, что это мои последние шаги наверх, когда же дыхание и сердце немного успокаивались, оказывалось, что вверх я могу еще пройти. И так много раз. Все это похоже на разукрашенную драму для усиления суровости и чувства жалости, но так это и было, и рассказать глаголами и существительными трудно.
На 7800 стало очевидно, что пробиваться наверх завтра нереально, и мы с Андреем в очередной раз на ровной площадке закрепили мой рюкзак с заброской на следующий рывок и решили спускаться вниз, с мыслью сохранить силы и здоровье для теперь уже неизбежного второго выхода на штурм (а ведь в этой попытке у большинства была надежда на рывок к вершине). Мошников, Тотмянин и Гайдамак остались ночевать на 7800, Том, как выяснилось, залез от пурги в полууцелевшую палатку на 7500, там и провел ночь. А мы с Андреем уже по темноте к 10 вечера свалили в ABC.
На утро высотная тройка из-за плохой по прежнему погоды начала спуск, по пути уже на Северном седле обнаружив Тома - до этого вся группа его не видела.
На промежутке 7500-7800 было установлено много палаток шерпами различных экспедиций, но ни одной целой мы не увидели - абсолютно все разорвано в клочья. Гора в этот раз показала, что и 12 дней плохой погоды подряд для нее пустяки, окошко, на которое мы надеялись, не появилось, а сведения с южной стороны Эвереста и того хуже - там смело полностью Южное седло со всем что там было, сведения о погибших не проверены (мой знакомый сосед - бутанец сказал о погибших там его друзьях).
11 мая мы спустились в базлаг. Марина и Олег на следующий день двинулись вверх, их задача - переночевать на 7800, у них нет высотной ночевки выше Северного седла. Сегодня 12 ждем в базлаге остальных участников на отдых.